Кафедра специального (коррекционного) образования
К освоению дополнительных профессиональных программ кафедры специального (коррекционного) образования приглашаются работники, имеющие высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование по направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» либо работники, имеющие высшее профессиональное образование по педагогическим специальностям или по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» (согласно ст. 76 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с Лицензией № 12108 от 28 декабря 2015 г., выданной на основании решения Приказа Министерства образования и науки Челябинской области № 03-Л-2208 от 28 декабря 2015 г.).
Содержание дополнительных профессиональных программ учитывает профессиональные стандарты «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог-дефектолог», квалификационные требования, указанные в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Приоритетные направления деятельности кафедры:
1. Педагогическая деятельность по обучению и воспитанию на основе адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
2. Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, обеспечивающей овладение содержанием адаптированной образовательной программы, развитие и формирование личности обучающихся в соответствии с их особыми образовательными потребностями и возможностями психофизического развития; осуществление коррекции, компенсации и профилактики нарушений развития у обучающихся, психолого-педагогической поддержки их родителей (законных представителей)
3. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений
4. Формирование культуры речи детей как целеполагающий принцип формирования основ учебной деятельности и использования ресурсов виртуальной среды и образовательных онлайн-платформ
5. Современные дидактические технологии формирования регулятивных учебных действий и навыков социально-эмоционального поведения
6. Интеграция научно-предметного содержания образования и практики разнообразных видов деятельности за пределами образовательной организации как ресурс повышения адаптационных возможностей детей, подростков и молодежи
7. Проектирование интегрированных образовательных программ индивидуального развития обучающихся с особыми образовательными потребностями
8. Информационная среда образовательной организации как форма создания и поддержки системы консультационно-просветительской, профессиональной и деловой информации, обеспечивающей образование детей, подростков и молодежи
Кафедра осуществляет повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки: «Педагогическая деятельность в сфере специального (дефектологического) образования» в объеме 516 часов.
Перспективы карьерного роста специалистов в области дефектологии связаны с дальнейшим повышением квалификации. Карьера педагога-дефектолога может предполагать управленческий путь, когда специалист, постепенно совершенствуясь, становится руководителем центра раннего развития детей, образовательного учреждения или центра развития в сфере социализации и профессионально-личностного развития взрослых.
Образовательные программы повышения квалификации в очной и дистанционной форме в объеме 36/72 часа:
1. Теория и методика интегрированного (инклюзивного) образования детей с особыми образовательными потребностями
2. Теория и методика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
3. Организация деятельности специалистов в сфере психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
4. Научно-методическое и ресурсное обеспечение общего образования, охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся с особыми образовательными потребностями
5. Теория и методика формирования основ предметных знаний и умений в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
6. Теория и методика обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
7. Проектная деятельность обучающихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного образования
8. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся в инклюзивной образовательной организации.
Основные разделы программ повышения квалификации: «Современные нормативно-правовые основы образования», «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности», «Содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности», «Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности».
Кафедра осуществляет повышение квалификации по образовательным модулям курсов повышения квалификации:
1. Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
2. Перспективное проектирование научно-методического обеспечения образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями
3. Теория и методика осуществления адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья
4. Охрана и укрепление психического, интеллектуального и эмоционального здоровья детей
5. Родительское образование как условие обеспечения поддержки семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Основные темы модульных курсов: «Формирование индивидуального стиля регуляции поведения и деятельности обучающихся в аспекте осознания личностно-значимых качеств и смысла поведения», «Содержание и приемы психической регуляции поведения и различных способов деятельности как ресурс повышения регулятивных возможностей», «Формы и методы приобщения обучающихся к практике открытого обсуждения совместных практических задач».
Кафедра участвует в реализации сетевого научно-прикладного проекта «Содержательно-практическое взаимодействие участников образования в формировании предметных и личностных результатов обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями средствами цифрового образования» совместно с МОУ «Кизильская школа № 1» (договор № 715 от 27.01.2022 года).
Кафедра предлагает всем заинтересованным педагогическим работникам:
- содействие в согласовании перспективных направлений работы, организации и проведении открытых мероприятий в области коррекционно-развивающего образования, инициировании обновления содержания и форм основного общего образования;
- сотрудничество в открытии и научно-методическом сопровождении научно-прикладных проектов образовательных организаций;
- консультационную помощь в подготовке, рецензировании авторских программ, научно-методических и учебных материалов, обеспечивающих развитие регионального образовательного пространства;
- распространение и приобщение детей, подростков и молодежи к научным знаниям средствами доступной научно-образовательной и просветительской информационной среды, представляющей результаты достижений в разных сферах общественного труда и жизни;
- возможность представить инновационный опыт коррекционного или инклюзивного образования в печати или на странице «Позитивный педагогический опыт».