Образовательные программы и модульные курсы
Система дополнительного профессионального образования в очной форме обладает значительными возможностями переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в области интегрированного (инклюзивного) образования, специального (коррекционного) образования. Образовательными задачами взаимодействия педагогических работников в области проектирования образовательных программ, укрепляющих здоровье детей, на основном общем образовательном уровне приняты задачи формирования общих оснований жизнедеятельности человека; на начальном основном образовательном уровне – задачи развития учебных действий; на раннем образовательном уровне – задачи поиска целевых индивидуальных ориентиров совместной, практической, социально-нормативной деятельности, обнаруживающей возможные достижения детей в связи с их ограниченными возможностями здоровья, учебными трудностями, особенностями ведущих способов деятельности и отношений с другими людьми.
Национальная система учительского роста обеспечивает возможность развития профессиональной культуры педагогических работников разного уровня. Единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования поддерживает систему формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования на основе принятия экспертных решений о соответствии представленных в содержании программ результатов реализации научных исследований, сетевых инновационных проектов, практики освоения нового содержания образования и технологий обучения, примеров форм взаимодействия предметных, межпредметных и метапредметных объединений работников образования разного уровня общему научно-содержательному уровню цифровых образовательных программ.
Кафедра осуществляет повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность в сфере специального (дефектологического) образования».
Программа позволит педагогическим работникам осуществлять образование детей и подростков с особыми образовательными потребностями (в связи с их ограниченными возможностями здоровья, учебными трудностями, особенностями ведущих способов деятельности и отношений с другими людьми) посредством профессиональной междисциплинарной диагностико-консультативной, коррекционно-педагогической, организационно-методической, исследовательской, культурно-просветительской деятельности в системе общего и дополнительного образования в условиях многоуровневой системы профессионального роста.
Общая трудоемкость программы – 516 часов, из них 216 часов – аудиторных, 300 – самостоятельная работа c использованием дистанционных образовательных технологий (3 созыва). Обучение осуществляется в очно-заочной форме. По окончании обучения слушателям выдается диплом установленного образца на право ведения профессиональной деятельности в сфере специального (дефектологического) образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Кафедра осуществляет повышение квалификации по образовательным программам повышения квалификации в очной и дистанционной форме в объеме 36/72 часа:
«Теория и методика интегрированного (инклюзивного) образования детей с особыми образовательными потребностями».
Программа предназначена для педагогических работников образовательных организаций, обучающих и воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного (инклюзивного) образования. Изучение программы предполагает формирование готовности педагогов учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования; дополнять содержание адаптированной образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей, обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Рассматриваются особенности выбора целей и содержания коммуникативных и речевых стратегий общения педагогических работников с разными участниками образования.
«Теория и методика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
В курс включены лекционные и практические занятия, направленные на изучение современных подходов к созданию специальных условий реализации особых образовательных потребностей детей. Предметом анализа и обсуждения являются вопросы использования основных и специальных педагогических технологий, способствующих организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, организации развивающе-коррекционного процесса, направленного на специальную психо-коррекционную помощь, компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; активизацию ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей детей. Участие слушателей в курсе повышения квалификации будет способствовать позитивной практике выбора теории и методик реализации образовательных программ в зависимости от мотивов и ценностного отношения семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, уровня профессионализма кадрового потенциала образовательного учреждения, контекста жизнедеятельности обучающегося и его семьи, сложившимися в ученическом коллективе межличностными отношениями и ведущими ценностными ориентирами педагогов по планированию содержания, форм и методов профессионального роста.
«Организация деятельности специалистов в сфере психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»
В результате изучения программы слушатели получат возможность: расширить знания о правовых нормах, регламентирующих деятельность в сфере специального (дефектологического) образования; целях и задачах, содержании психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; смогут использовать примерные пакеты диагностических методик для оценки психофизического состояния детей от 0 до 18 лет и лиц из числа детей с ОВЗ и инвалидностью в возрасте от 18 до 23 лет, обратившихся за консультацией по организации образования, в том числе профессионального образования и профессионального обучения; применять новые классификации и критерии при формировании заключений психолого-медико-педагогических комиссий; расширить теоретические представления о способах определения варианта и специальных условий освоения обучающимся с ОВЗ адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях интеграции урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; изучить подходы к оценке достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы.
«Научно-методическое и ресурсное обеспечение общего образования, охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся с особыми образовательными потребностями»
Рассмотрение содержания, форм и методов проектирования научно-методического и социокультурного обеспечения адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья позволяет слушателям формировать навыки проектирования специальной (общей или индивидуальной) интегрированной (инклюзивной) образовательной среды. Определение содержания специальной интегрированной (инклюзивной) образовательной среды позволяет обеспечить многообразие видов деятельности ребенка, благоприятствующих формированию психологического базиса для его полноценного развития, создания зоны его ближайшего развития и участия в социально-культурной жизни. Изменение жизненных отношений ребёнка с близкими взрослыми, изменение особенностей общения, способов и форм совместной деятельности является важнейшим условием благоприятной ситуации развития ребёнка. В качестве примеров практико-ориентированных проектов представлены варианты решения задач формирования готовности детей к социально-культурным отношениям посредством развития навыков творческой, познавательной и рефлексивной деятельности, содействия индивидуальной подготовке детей к самостоятельной учебной, трудовой и социально-культурной деятельности в условиях научно-методического и социокультурного сопровождения.
«Научно-методическое и ресурсное обеспечение образования детей с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ»
Программа предназначена для педагогических работников образовательных организаций, обучающих и воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями в условиях реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. В курс включены лекционные и практические занятия, направленные на изучение содержания и психолого-педагогических технологий коррекционно-развивающего образования.
Предметом анализа и обсуждения являются вопросы анализа нормативно-правовых и концептуальных документов, позволяющих определять целевой профиль направленности содержания и форм научно-методического и социокультурного сопровождения обучающихся и воспитанников в условиях Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: воспитательный, диагностическо-консультативный, информационно-просветительский, лечебно-оздоровительный, педагогический, профилактический, психологический, развивающе-коррекционный, социально-правовой, экспертный.
«Теория и методика формирования основ предметных знаний и умений в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
В курс включены лекционные и практические занятия, направленные на обновление у слушателей более глубокого понимания процессов здоровьесбережения как целеполагающего принципа использования технологии формирования основ учебной деятельности; методического обеспечения развития у обучающихся мотивации в реализации индивидуального разнообразия, обеспечивающего разностороннее развитие личности; использования современных педагогических технологий организации познавательной деятельности обучающихся в условиях образовательной организации; основ формирования социокультурной среды как системы, расширяющей представления обучающихся о практике совместной предметной деятельности, представления о психолого-педагогических технологиях конструктивного взаимодействия и сотрудничества обучающихся со сверстниками и взрослыми.
«Теория и методика обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
В процессе обучения слушателей по данной программе предполагается качественное изменение следующих компетенций педагогов в области коррекционно-педагогической деятельности: способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов; способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования.