Международная научно-исследовательская деятельность Института ведется по следующим направлениям: организация и проведение научно-практических мероприятий; изучение опыта работы образовательных учреждений в рамках реализации научно прикладных проектов международного уровня по вопросам образования и социализации обучающихся, в том числе по организации инклюзивного образования; публикации результатов реализации научно прикладных проектов международного уровня и использование их в практике образовательных организаций; разработка и апробация модульных курсов повышения квалификации в рамках сотрудничества со следующими организациями:
- Международной Федерацией СЕМЕА, СЕМЕА Пикардии, Департаментом экономики и гуманитарных наук, лабораторией инновационных процессов (Париж, Франция);
- Амьенским институтом повышения квалификации (Франция);
- Международной школой изучения Холокоста «Яд Вашем» (Иерусалим, Израиль);
- АО «Национальный центр повышения квалификации «ОРЛЕУ» Института повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области Республики Казахстан,
- Западно-Казахстанским аграрно-техническим университетом имени Жангир хана.
Международная научно-исследовательская деятельность Института способствует:
- отражению в научно-методических материалах конференций различного уровня совместной научно-исследовательской деятельности и использованию их в практике образовательных учреждений;
- изучению опыта работы образовательных организаций России, Израиля, Франции и Казахстана по вопросам образования, социализации обучающихся, в том числе по организации инклюзивного образования;
- получению участниками научно-практических мероприятий международного уровня массива информации, являющейся базисом для разработки содержательного компонента курсов повышения квалификации в форме стажировки и модульных курсов, их апробации.
Институт осуществляет взаимодействие с 87 учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования, научными организациями Российской Федерации по 5 ключевым направлениям:
- проведение научно-практических мероприятий (семинары; конференции; публичные лекции);
- разработка научной, научно-методической и учебно-методической (методической) продукции;
- реализация курсовой подготовки слушателей;
- привлечение профессорско-преподавательского состава образовательных и научных организаций к проведению публичных лекций;
- функционирование научной школы;
- реализация межрегиональных научно-прикладных проектов.
Наиболее значимыми результатами взаимодействия с научными организациями, учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования являются:
- функционирование научной школы, объединяющей более 40 специалистов из учреждений общего, высшего и дополнительного профессионального образования, которые работают в различных субъектах Российской Федерации (Челябинская область, Курганская область, Свердловская область, Курская область, Кемеровская область, Чеченская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ);
- реализация проекта «Разработка модели повышения квалификации педагогов в области гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий» совместно с Научно-просветительским центром «Холокост» (г.Москва), ФГАОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;
- осуществление экспертизы учебно-методических комплексов по русскому языку на УМК «Русский язык и литература» в рамках сотрудничества с ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО (г. Москва) в целях проведение экспертизы контрольно-измерительных материалов (КИМ) (9, 11 класс), рецензирование демоверсий ЕГЭ и ОГЭ (2013, 2014гг. ), совместно с ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» подготовка учебно-методических материалов для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2010 – 2014 гг., проведение семинаров для региональных председателей ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку (2013, 2014 гг.);
- реализация в рамках функционирования экспериментальной площадки ФГАОУ «Федеральный институт развития образования» (г. Москва) научно-методического сопровождения проектов «Условия интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные группы дошкольных образовательных учреждений», «Условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»);
- реализация межрегионального инновационного исследовательского проекта «Менеджмент воспитания», повышение квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры и научно-педагогических работников области; совместная издательская деятельность, экспертиза межрегиональных методических разработок для публикации в издательстве «Педагогический поиск» с Псковским областным институтом повышения квалификации работников образования.