Development of Psychological Readiness in Physical Education Teachers for the Implementation of Inclusive Education / N. Catellani, D.F. Ilyasov, E.A. Cherepov et al. // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18, № 1. – С. 125–137. DOI: 10.14529/hsm180111. URL: http://hsm.susu.ru/hsm/article/view/295
Цель исследования - проектирование, апробация системы развития психологической готовности учителей физической культуры к инклюзивному образованию, включающей когнитивный, эмоциональный, ценностный и рефлексивный компоненты. Организация и методы исследования. Исследование выполнено на основе теории установки (Л. Ланге, Р. Чалдини, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн). Разработан диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности когнитивного, эмоционального, ценностного и рефлексивного компонентов психологической готовности учителей физической культуры к инклюзивному образованию. В исследовании 2016–2017 гг. на разных этапах приняли участие 673 учителя физической культуры Челябинской области. Психологическая готовность большинства респондентов (39,6 %) находится на уровне ниже среднего. Изучен опыт подготовки учителей физической культуры во Франции, представленный научными партнерами Высшей школы преподавания и образования в составе Университета им. Жюля Верна Пикардии при Академии г. Амьена.
Результаты исследования. Разработана система развития психологической готовности учителей к инклюзивному образованию, основанная на опыте позитивных педагогических практик подготовки учителей физической культуры России и Франции. Она предполагает обучение учителей на постепенно усложняющихся этапах:
а) решение ситуационных задач, представляющих проблемные аспекты деятельности учителей физической культуры в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
б) проведение рефлексивных сессий, в которых педагоги знакомятся с психологией особого ребенка и отождествляют себя с ним; в) формирование стрессоустойчивости учителей, профилактика их профессионального выгорания. Заключение. Экспериментальный этап исследования показал, что внедрение такой системы способствовало положительному изменению показателей психологической готовности учителей к осуществлению инклюзивного образования. Система рекомендуется к использованию в широкой практике.