25 октября 2022 года с 15.00 до 16.30 ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» провел методологический семинар по темам «Педагогический эксперимент. Методологические проблемы повышения эффективности педагогического эксперимента» (тема № 6) и «Внедрение результатов педагогического исследования в практику деятельности образовательных организаций» (тема № 7).
Организация и проведение педагогического эксперимента является фундаментальной составляющей методологии научных исследований и обязательным условием прироста научных знаний. Помимо универсальных и общенаучных правил организации педагогического эксперимента, есть частнонаучные особенности и требования. В этом плане не являются исключением и научно-прикладные педагогические исследования.
Не менее важным звеном методологии научно-прикладных исследований в педагогике является внедрение результатов исследования в практику деятельности образовательных организаций. Педагогический эксперимент и внедрение результатов педагогического исследования в практику являются взаимосвязанными и взаимозависимыми частями процесса разработки и реализации инновационных продуктов в образовании.
Организаторы семинара считают, что проблема организации педагогического эксперимента и внедрения результатов педагогического исследования в практику очень актуальна для образовательных организаций, занимающихся инновационной деятельностью, являющихся региональными инновационными площадками и реализующих инновационные научно-прикладные проекты. Без соблюдения правил и принципов внедрения результатов педагогических исследований в практику даже серьезные научные открытия и находки могут навсегда остаться невостребованными, а без наличия качественных экспериментальных данных попросту невозможен процесс внедрения инновационного продукта в педагогическую практику.
В рамках семинара обсуждались следующие вопросы организации и проведения научно-прикладных педагогических исследований:
-
особенности и структура педагогического эксперимента.
-
планирование и организация педагогического эксперимента.
-
факторы, оказывающие влияние на эксперимент и подходы к повышению «чистоты» эксперимента в научно-прикладных педагогических исследованиях.
-
технологии оценки результатов и требования к описанию педагогического эксперимента.
-
механизмы и формы внедрения результатов научно-прикладных педагогических исследований.
-
критерии успешного внедрения инновационного опыта в школьную практику на основе опыта реализации научно-прикладных проектов ГБУ ДПО ЧИППКРО совместно с образовательными организациями региона.
В семинаре в формате видеоконференцсвязи принимали участие руководящие и педагогические работники образовательных организаций – региональных инновационных площадок и общеобразовательных организаций, реализующих совместные с ГБУ ДПО ЧИППКРО научно-прикладные проекты.
Буров К.С. Ильясов Д.Ф. Педагогический эксперимент
Селиванова Е.А. Внедрение результатов педагогического исследования в практику деятельности образовательных организаций
Запись семинара