На основании приказа Министерства образования и науки Челябинской области № 01/288 от 06.02.2023 г. «Об утверждении Дорожной карты реализации региональной целевой модели наставничества в Челябинской области в 2023-2024 годах региональными центрами наставничества для образовательных организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам» 12 октября 2023 года на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №68 г. Челябинска имени Родионова Е.Н." прошел региональный форум по вопросам реализации целевой модели наставничества по итогам деятельности региональных инновационных площадок по направлению наставничества «Наставничество: от модели – к деятельности».
Организаторами Форума были:
- Министерство образования и науки Челябинской области;
- Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации»;
- Лаборатория сопровождения деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы и программы наставничества, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации»;
- Кафедра начального образования.
Модератором дискуссионной площадки был Машуков Александр Васильевич, заведующий Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Своими идеями, наработками, технологиями и институциональными формами наставничества поделились:
Обоскалов Александр Георгиевич, исполняющий обязанности ректора, проректор по методической и организационной работе ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кандидат педагогических наук, доцент
Айчувакова Елена Рафаиловна, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»;
Бондаренко Елена Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» Еманжелинского муниципального района;
Веретенникова Светлана Павловна, директор МАОУ «Лицей № 67 г. Челябинска»;
Липская Ирина Евгеньевна, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №112» Трехгорного городского округа;
Смушкевич Людмила Николаевна, директор МАОУ «Академический лицей» города Магнитогорска, кандидат педагогических наук;
Уторова Лилия Равильевна, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска имени Родионова Е.Н.»;
Шемякова Светлана Владимировна, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» Копейского городского округа.
Участниками Форума стали:
- руководители и специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управления в сфере образования;
- руководители и специалисты муниципальных методических служб;
- руководители и педагогические работники общеобразовательных организаций – региональных инновационных площадок по направлению «Целевая модель наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам общего образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
- руководители и педагогические работники общеобразовательных организаций, на базе которых созданы и функционируют психолого-педагогические классы;
- руководители и педагогические работники общеобразовательных организаций, на базе которых созданы и функционируют центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» и центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»;
- руководители и педагогические работники образовательных организаций.
Во второй половине дня общение и взаимодействие участников Форума продолжилось в формате проведения мастер-классов в рамках образовательного интенсива «Наставничество: от модели – к деятельности», организованного Центром непрерывного развития профессионального мастерства работников образования ГБУ ДПО ЧИППКРО для педагогических команд общеобразовательных организаций, реализующих модели деятельности психолого-педагогических классов и для общеобразовательных организаций, на базе которых созданы и функционируют центры образования естественно-научной и технологической направленности и центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Участники образовательного интенсива познакомились с техниками и приемами эффективной коммуникации в работе наставнических пар, принципами организации мотивирующего общения и особенностями разработки программы наставничества, ориентированной на развитие наставляемого, которые представляли опыт работы региональных инновационных площадок:
№ | Название образовательной организации, муниципальное образование | Название мастер класса | Модераторы/спикеры |
1. | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 112» Трехгорного городского округа | Неформальное наставничество в педагогической среде как стратегия непрерывного развития | Борискова О. А., заместитель директора |
2. | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23» Копейского городского округа | Как выиграть в конкурсе грантов и социальных инициатив: раскрываем секреты по подготовке заявительных документов. |
Чудаева Е. В., заместитель директора по ВР; Довольнова Т. В., заместитель директора по УВР |
3. | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Академический лицей» города Магнитогорска | Реализация различных моделей наставничества в условиях профильной смены в контексте профессионального обучения |
Костомарова Е. В., заместитель директора; Абрамова А. Л., учитель биологии и химии; Дедкова Н. С., учитель информатики»; Маклаков А. С., учитель технологии; Мезенцева Т. Н, учитель географии |
4. | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» Еманжелинского муниципального района | Развитие компетентностей наставника как средство воспитания будущего педагога |
Зазуляк О. В., учитель истории и обществознания Бондаренко Е. В., заместитель директора по ВР |
5. | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска имени Родионова Е.Н.» | Эффективные практики реализации модели наставничества «учитель – ученик – научный консультант» с использованием потенциала социального партнерства |
Левина С.Г., декан естественно-технологического факультета ЮУрГППУ, д.б.н., к.х.н., профессор Симонова М.Ж., доцент, к.п.н ЮУрГППУ; Осадчая С.С., учитель химии; Рудакова Т.М., учитель химии и биологии |
Использование технологии наставничества в обучении детей и родителей финансовой грамотности |
Кетова И.А., руководитель Челябинского регионального Центра финансовой грамотности; Шагеева О.В., заместитель директора по ВР, учитель начальных классов; Лешкова Г.Н., учитель начальных классов; Мартьянова Л.В., социальный педагог |
||
Эффективные практики реализации модели наставничества «учитель – ученик – мастер» с использованием потенциала социального партнерства, в том числе в работе с детьми с ОВЗ |
Жильцова С.Г., руководитель Центра профориентации ГБПОУ «ЧГПГТ им. А. Яковлева»; Маркина Е.И., старший методист; Нафикова Е.В., заместитель директора по УВР Алипова И.Н., заместитель директора по ВР г. Челябинска» |
||
Наставничество как механизм преемственности в работе между школой и детским садом в обучении русскому языку детей с миграционной историей |
Резникова Е.В., старший преподаватель кафедры специальной педагогики ЮУрГГПУ, доцент, кандидат педагогических наук Козыренко Т.Г., заместитель директора по коррекционной работе МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска» Палкичева Ю.А., учитель-логопед МБДОУ «ДС №268 г. Челябинска» |