Специальные условия интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивную образовательную среду

Психолого-педагогические основы деятельности

Материал подготовлен Тепловой Кларой Гилемхановной, воспитателем Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида №18 г.Миасс в рамках участия в V Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и проблемы введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», которая состоялась 25 ноября 2016 года.

Материал подготовлен Тепловой Кларой Гилемхановной, воспитателем Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида №18 г.Миасс в рамках участия в V Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и проблемы введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», которая состоялась 25 ноября 2016 года.

В настоящее время в Российской Федерации интегрированное обучение получает все большее распространение, государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья доступную и полезную  для его развития форму инклюзии. Принятые на государственном уровне соответствующие законодательные акты предусматривают получение образования детям с ОВЗ с учетом современных социально-экономических изменений в обществе

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» определены положения относительно инклюзивного образования в пунктах:

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

При организации инклюзивного образования:

  • при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;
  • при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

Руководствуясь Федеральным законом, наш детский сад успешно использует в своей практике принципы инклюзивного образования. Коллектив нашего ДОУ компенсирующего вида готов поделиться опытом интегративного образования, который мы накопили в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, В ДОУ организован консультативный пункт. Мы предлагаем семьям различные условия:

  1. индивидуальные формы работы с детьми;
  2. детско-родительские группы;
  3. консультации родителей;
  4. детские группы;
  5. кратковременное пребывание ребенка в детском саду и десяти часовое пребывание.

Возможность инклюзивного образования в нашем ДОУ обусловлена:

  1. Наличием условий предметно-развивающей среды (кабинеты учителей-дефектологов, учителя логопеда, музыкально-физкультурный зал);
  2. Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ.
  3. Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса, в том числе авторскими программами педагогов ДОУ.
  4. Наличием разнообразных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

При этом, среди основных задачи инклюзивного сада:  создание уютного, комфортного пространства для всех; создание среды, способствующей гармоничному развитию личности; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи.

Такой подход позволяет системе образования учитывать приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество – формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс. Деятельность разбивается на этапы в соответствии с решаемыми задачами.   Процесс интеграции основывается па «концепции нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть максимально приближены к условиям и стилю общества, в котором они живут. При этом все люди являются полноправными участниками жизни общества.

Детальное описание: 

Материал подготовлен Тепловой Кларой Гилемхановной, воспитателем Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида №18 г.Миасс в рамках участия в V Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и проблемы введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», которая состоялась 25 ноября 2016 года.

В настоящее время в Российской Федерации интегрированное обучение получает все большее распространение, государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья доступную и полезную  для его развития форму инклюзии. Принятые на государственном уровне соответствующие законодательные акты предусматривают получение образования детям с ОВЗ с учетом современных социально-экономических изменений в обществе

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» определены положения относительно инклюзивного образования в пунктах:

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

При организации инклюзивного образования:

  • при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;
  • при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

Руководствуясь Федеральным законом, наш детский сад успешно использует в своей практике принципы инклюзивного образования. Коллектив нашего ДОУ компенсирующего вида готов поделиться опытом интегративного образования, который мы накопили в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, В ДОУ организован консультативный пункт. Мы предлагаем семьям различные условия:

  1. индивидуальные формы работы с детьми;
  2. детско-родительские группы;
  3. консультации родителей;
  4. детские группы;
  5. кратковременное пребывание ребенка в детском саду и десяти часовое пребывание.

Возможность инклюзивного образования в нашем ДОУ обусловлена:

  1. Наличием условий предметно-развивающей среды (кабинеты учителей-дефектологов, учителя логопеда, музыкально-физкультурный зал);
  2. Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ.
  3. Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса, в том числе авторскими программами педагогов ДОУ.
  4. Наличием разнообразных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

При этом, среди основных задачи инклюзивного сада:  создание уютного, комфортного пространства для всех; создание среды, способствующей гармоничному развитию личности; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи.

Такой подход позволяет системе образования учитывать приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество – формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс. Деятельность разбивается на этапы в соответствии с решаемыми задачами.   Процесс интеграции основывается па «концепции нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть максимально приближены к условиям и стилю общества, в котором они живут. При этом все люди являются полноправными участниками жизни общества.

Детальная картинка: