Развитие памяти детей с общим нарушением речи (ОНР)

22 января 2020

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности

Описанные особенности памяти детей с общим недоразвитием речи определяют необходимость их учета в процессе коррекционно-развивающей работы в условиях дошкольной образовательной организации. Необходимо уделять особое внимание планированию коррекционно-развивающих упражнений и игр на развитие памяти детей с тяжелыми нарушениями речи, используя мнемотаблицы, пиктограммы, коллаж, игры на развитие произвольной, двигательной, зрительной, слуховой памяти, на развитие восприятия, на развитие мыслительных процессов, словесно-логические игры, скороговорки, чистоговорки.

Коррекционная помощь детям с тяжелыми нарушениями речи является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте, с другой стороны все психические процессы у ребенка — память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются при непосредственном участии речи и  формируются они под решающим влиянием целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в обществе..

Соответственно у ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп психического развития. Как показывают психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта познавательной деятельности детей с нарушениями речи принадлежит нарушениям памяти. Известно, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие, и в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти.  Задача педагога состоит в том, чтобы грамотно помочь ребенку с нарушениями речи, поскольку происходящие преобразования в данном возрасте, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка и его позитивной социализации.

Автором реферата рассмотрены особенности развития памяти детей типично развивающихся и с тяжелыми нарушениями речи, описаны методы и приемы развития памяти детей, подобрана картотека дидактических игр на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

Файлы:  Загрузить

Детальное описание: 

Коррекционная помощь детям с тяжелыми нарушениями речи является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте, с другой стороны все психические процессы у ребенка — память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются при непосредственном участии речи и  формируются они под решающим влиянием целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в обществе..

Соответственно у ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп психического развития. Как показывают психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта познавательной деятельности детей с нарушениями речи принадлежит нарушениям памяти. Известно, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие, и в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти.  Задача педагога состоит в том, чтобы грамотно помочь ребенку с нарушениями речи, поскольку происходящие преобразования в данном возрасте, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка и его позитивной социализации.

Автором реферата рассмотрены особенности развития памяти детей типично развивающихся и с тяжелыми нарушениями речи, описаны методы и приемы развития памяти детей, подобрана картотека дидактических игр на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

Детальная картинка: