Современные исследования выбора в контексте психологии развития одаренности: классическая парадигма

21 ноября 2018

Публикации

Маркина, Н. В. Современные исследования выбора в контексте психологии развития одаренности: классическая парадигма / Н. В. Маркина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 3. - С. 233-245. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35395574 (дата обращения: 30.09.2018).

Маркина, Н. В. Современные исследования выбора в контексте психологии развития одаренности: классическая парадигма / Н. В. Маркина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 3. - С. 233-245. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35395574 (дата обращения: 30.09.2018).

В статье обозначена актуальность обращения к возможностям экзистенциальной психологии при решении практических задач современной образовательной практики. Цель статьи – представить результаты обзора современных психологических исследований выбора в плане выявления теоретических основ разработки программ развития одаренных учащихся. Обзор построен в логике: от психологии принятия решений (в том числе, в различных сферах деятельности) к изучению выбора в контексте профессионального определения, и далее, к изучению выбора в контексте личностного самоопределения. Для анализа отобраны психологические исследования, выполненные с позиций классической научной парадигмы. Соотнесены критерии субъективного качества выбора и психологические критерии выбора профильного обучения учащихся. Выделена группа феноменов, использование которых расширит феноменологию развития одаренности (конструктивная личностная рефлексия, система жизненных смыслов, стратегии личностного выбора, смысложизненные ориентации, «судьбоносность» и «повседневность» жизненных выборов, выбор творческого жизненного пути и другие). Отмечена слабая изученность экзистенциально-психологических проблем в психологии одаренности. Делается вывод о том, что результаты обзора современных исследований стратегий профессионального и личностного самоопределения с позиций классической парадигмы могут выступить ориентиром при создании программ развития одаренных учащихся.

Файлы:  Загрузить

Детальное описание: 

Маркина, Н. В. Современные исследования выбора в контексте психологии развития одаренности: классическая парадигма / Н. В. Маркина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 3. - С. 233-245. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35395574 (дата обращения: 30.09.2018).

В статье обозначена актуальность обращения к возможностям экзистенциальной психологии при решении практических задач современной образовательной практики. Цель статьи – представить результаты обзора современных психологических исследований выбора в плане выявления теоретических основ разработки программ развития одаренных учащихся. Обзор построен в логике: от психологии принятия решений (в том числе, в различных сферах деятельности) к изучению выбора в контексте профессионального определения, и далее, к изучению выбора в контексте личностного самоопределения. Для анализа отобраны психологические исследования, выполненные с позиций классической научной парадигмы. Соотнесены критерии субъективного качества выбора и психологические критерии выбора профильного обучения учащихся. Выделена группа феноменов, использование которых расширит феноменологию развития одаренности (конструктивная личностная рефлексия, система жизненных смыслов, стратегии личностного выбора, смысложизненные ориентации, «судьбоносность» и «повседневность» жизненных выборов, выбор творческого жизненного пути и другие). Отмечена слабая изученность экзистенциально-психологических проблем в психологии одаренности. Делается вывод о том, что результаты обзора современных исследований стратегий профессионального и личностного самоопределения с позиций классической парадигмы могут выступить ориентиром при создании программ развития одаренных учащихся.

Детальная картинка: