Лабораторные работы как способ достижения метапредметных результатов: актуальные возможности межпредметной интеграции

3 октября 2018

Публикации

Уткина Т.В. Лабораторные работы как способ достижения метапредметных результатов: актуальные возможности межпредметной интеграции // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27943 (ссылка на pdf).

Уткина Т.В. Лабораторные работы как способ достижения метапредметных результатов: актуальные возможности межпредметной интеграции // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27943 (ссылка на pdf).

В статье актуализуется вопрос интеграции предметов естественнонаучного цикла для достижения метапредметных результатов. Автор статьи считает, что для достижения устойчивых результатов необходима интеграция не только знаний, но и способов деятельности. При этом он делает акцент на реализацию интегративных способов учебно-познавательной деятельности, в основе которых лежат обобщенные методы познания, используемые различными естественными науками. К одному из основных видов такой деятельности он относит учебно-исследовательскую деятельность. По мнению автора, системообразующим фактором формирования у учащихся интегративных способов учебно-познавательной деятельности могут стать лабораторные занятия, проводимые на всех предметах естественнонаучного цикла. В ходе выполнения лабораторных работ можно выйти на уровень метапредметных результатов, основывающихся на метадеятельности, метаспособах и метаумениях. Эффективное управление решением проблемы достижения метапредметных результатов при выполнении лабораторных работ реализуется через поэтапное формирование у учащихся навыков и умений исследовательской деятельности, которые группируются автором в четыре модуля: целевая установка к проведению лабораторной работы; теоретический материал, необходимый для выполнения лабораторной работы; опытно-экспериментальная деятельность; самоконтроль. Модульное представление содержания лабораторной работы позволит учителю проектировать работу учащихся в зависимости от их способностей и возможностей. В статье рассматривается поэтапное формирование у учащихся навыков и умений исследовательской деятельности не только в рамках модульного содержания лабораторной работы, но и с позиции различных моделей характера деятельности учащихся по реализации содержания лабораторной работы. Представленные в статье результаты педагогического эксперимента, направленного на выявление сформированности у учащихся исследовательского способа деятельности при выполнении лабораторных работ и отражающего структуру деятельности естествоиспытателя, доказывают эффективность указанной формы организации учебного занятия для достижения метапредметных результатов.

Файлы:  Загрузить

Детальное описание: 

Уткина Т.В. Лабораторные работы как способ достижения метапредметных результатов: актуальные возможности межпредметной интеграции // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27943 (ссылка на pdf).

В статье актуализуется вопрос интеграции предметов естественнонаучного цикла для достижения метапредметных результатов. Автор статьи считает, что для достижения устойчивых результатов необходима интеграция не только знаний, но и способов деятельности. При этом он делает акцент на реализацию интегративных способов учебно-познавательной деятельности, в основе которых лежат обобщенные методы познания, используемые различными естественными науками. К одному из основных видов такой деятельности он относит учебно-исследовательскую деятельность. По мнению автора, системообразующим фактором формирования у учащихся интегративных способов учебно-познавательной деятельности могут стать лабораторные занятия, проводимые на всех предметах естественнонаучного цикла. В ходе выполнения лабораторных работ можно выйти на уровень метапредметных результатов, основывающихся на метадеятельности, метаспособах и метаумениях. Эффективное управление решением проблемы достижения метапредметных результатов при выполнении лабораторных работ реализуется через поэтапное формирование у учащихся навыков и умений исследовательской деятельности, которые группируются автором в четыре модуля: целевая установка к проведению лабораторной работы; теоретический материал, необходимый для выполнения лабораторной работы; опытно-экспериментальная деятельность; самоконтроль. Модульное представление содержания лабораторной работы позволит учителю проектировать работу учащихся в зависимости от их способностей и возможностей. В статье рассматривается поэтапное формирование у учащихся навыков и умений исследовательской деятельности не только в рамках модульного содержания лабораторной работы, но и с позиции различных моделей характера деятельности учащихся по реализации содержания лабораторной работы. Представленные в статье результаты педагогического эксперимента, направленного на выявление сформированности у учащихся исследовательского способа деятельности при выполнении лабораторных работ и отражающего структуру деятельности естествоиспытателя, доказывают эффективность указанной формы организации учебного занятия для достижения метапредметных результатов.

Детальная картинка: