Научно-методические ресурсы по ФГОС и ФГ

4 мая 2023

Научно-методическое сопровождение

С целью оказания научно-методической поддержки Донецкой народной республике специалисты ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».

С целью оказания научно-методической поддержки Донецкой народной республике специалисты ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (ЧИППКРО) предлагают следующие научно-методические продукты:

  • видеоконсультации;
  • сайт ЧИППКРО (раздел «Методическая работа»);
  • сетевые сообщества ВК ЧИППКРО;
  • научно-теоретический журнал ЧИППКРО;
  • методические и учебные пособия;
  • материалы научно-практической конференции по функциональной грамотности.

По вопросам введения и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального, основного и среднего общего образования, а также по вопросам введения федеральных образовательных программ (ФОП) начального, основного и среднего общего образования и по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся можно обращаться к специалистам лаборатории учебно-методического и информационно-аналитического сопровождения функциональной грамотности и ФГОС общего образования ГБУ ДПО ЧИППКРО по телефонам: 8(351)263-33-43, 8(351)263-33-88 или по электронной почте fgos@ipk74.ru

1.     Видеоконсультации

 Одним из востребованных методических ресурсов по вопросам, связанным с функциональной грамотности, с обновлёнными ФГОС общего образования и федеральными образовательными программами, методическими рекомендациями по их введению, особенностями и требованиями, являются видеоконсультации (дайджест видеоконсультаций прилагается).

Видеоконсультации по вопросам реализации обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования

  1. Основные обновления ФГОС начального общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_672
  2. Нормативная база обучения обучающихся с ОВЗ на уровне начального общего и основного общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_845
  3. Обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО: основные изменения https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_569
  4. Федеральные образовательные программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1200
  5. Содержание федеральных образовательных программ на уровнях начального, основного и среднего общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1207
  6. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1217
  7. ФОП всех уровней образования и структура общеобразовательной программы https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1259
  8. О преподавании учебных предметов / учебных курсов / учебных модулей на уровне начального общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_869
  9. Особенности введения и реализации обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_730
  10. Промежуточная аттестация обучающихся в обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_739
  11. Организация внеурочной деятельности в образовательном процессе в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ФГОС ООО https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_852
  12. Преподавание учебных предметов на углубленном уровне в 5-9 классах https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_828
  13. Формы оценивания предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_909
  14. Преподавание иностранных языков на уровне основного общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_797
  15. Преподавание родного языка и литературы на уровне начального и основного общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_754
  16. Преподавание второго иностранного языка на уровне основного общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_742
  17. Разработка рабочих программ учебного предмета «Математика» на уровне основного общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_812
  18. Оснащение кабинетов для преподавания учебного предмета «Технология» и организация деления на подгруппы на уровне начального и основного общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_851
  19. Изменения в примерной рабочей программе по учебному предмету «Технология» на уровне основного общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_903
  20. Особенности преподавания учебного предмета «Музыка» в соответствии с обновленным ФГОС ООО https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_836

Видеоконсультации по вопросам реализации обновленных ФГОС среднего основного общего образования

  1. Федеральные образовательные программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1200
  2. Содержание федеральных образовательных программ на уровнях начального, основного и среднего общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1207
  3. ФОП всех уровней образования и структура общеобразовательной программы https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1259
  4. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1217
  5. Информационные материалы для работы с родителями старшеклассников, посвященные введению с 01 сентября 2023 г. обновленного ФГОС среднего общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1254
  6. Варианты различных профилей обучения на уровне среднего общего образования. Материалы для родителей старшеклассников https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1266

Видеоконсультации по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся

  1. Задания и критерии оценки уровня сформированности читательской грамотности https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_817
  2. Курс внеурочной деятельности по функциональной грамотности https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1174
  3. Включение финансовой грамотности в планируемые результаты обучения по некоторым учебным предметам https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1205
  4. Использование проектных заданий для формирования функциональной грамотности (на примере английского языка) https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1244
  5. Формирование финансовой грамотности как об одно из актуальных направлений в образовании сегодня https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1205

2.     Сайт ЧИППКРО (раздел «Методическая работа»)

  • Актуальную информацию по вопросам реализации ФГОС основного образования и ФОП НОО, ООО и СОО можно найти на сайте Института в разделе  «Методическая работа» - «Обновленный ФГОС общего образования»  https://ipk74.ru/virtualcab/metod-gram/
  • Актуальную информацию по вопросам формирования функциональной грамотности можно найти в разделе «Методическая работа» - «Функциональная грамотность»  https://ipk74.ru/virtualcab/

3.     Сетевые сообщества

  1. Учебно-методический центр ФГОС ОО  https://vk.com/club181044632 публикует актуальную информацию, касающуюся всех изменений и нововведений в системе образования РФ.
  2. Сетевое региональное методическое объединение «Формирование функциональной грамотности обучающихся» https://vk.com/club195979526  публикует материалы по формированию функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции.
  3. Сетевое профессиональное сообщество «Использование потенциала школ-лидеров в повышении качества образования» https://vk.com/sch.leaders  публикует видеоматериалы, уроки, методические разработки учителей школ-лидеров в образовании.

4. Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров»

https://ipk74.ru/study/jornal/

В научно-теоретическом журнале «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров» публикуются статьи по вопросам функционирования системы повышения квалификации кадров.

Статьи по формированию функциональной грамотности и реализации обновленных ФГОС общего образования:

  1. Тетина С. В., Гутрова Ю. В. Готовность учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся в соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (с.113) https://ipk74.ru/upload/documents/jornal54.pdf
  2. Тетина С. В., Гутрова Ю. В. Совершенствование компетенций педагогов в профессиональном поле по вопросам формирования у обучающихся функциональной грамотности  (с. 94) https://ipk74.ru/upload/documents/jornal52.pdf

5. Методические и учебные пособия

  1. Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС начального, основного и среднего общего образования : пособие / С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2023. https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1262
  2. Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС начального и основного общего образования [Электронный ресурс] / С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 624 Кб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2022. https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_984
  3. Становление, формирование и развитие индивидуального методического стиля деятельности учителя : пособие / С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2023.
  4. Формирование компетенций учителя в обеспечение достижения планируемых результатов обучающимися : пособие / С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2023.
  5. Тетина, С. В. Формирование научного типа мышления обучающихся : Учебное пособие / С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. – Челябинск : Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. – 108 с. – ISBN 978-5-6046776-1-2. – EDN RVZTEA.
  6. Тетина С. В. Формирование, развитие и становление индивидуального методического стиля деятельности учителя : рабочая тетрадь для слушателей / С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2022. – 64 с.
  7. Тетина, С. В. Функциональная грамотность : от истории вопроса к современности / С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. – Челябинск : Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. – 97 с. – ISBN 978-5-6046776-0-5. – EDN WVNGUR.

6. Материалы научно-практической конференции по функциональной грамотности

1. III Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция «Совершенствование профессиональной компетентности педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся»:

1) Совершенствование профессиональной компетентности педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся : Сборник научных и учебно-методических статей, Челябинск, 30 ноября 2022 года. Том Выпуск 3. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2022. – 252 с. – ISBN 978-5-503-00464-9. – EDN YIIJCI. https://ipk74.ru/upload/iblock/159/159a4c84ac978bab3faefa167c07e8db.pdf

2) Совершенствование профессиональной компетентности педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся : Сборник научных и учебно-методических статей, Челябинск, 09 декабря 2021 года / Collection of Scientific and Educational Articles. Том Выпуск 2. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. – 196 с. – ISBN 978-5-503-00395-6. – EDN CSMRIX. https://ipk74.ru/upload/iblock/ab0/ab0720ac01172f9147fa87bcd61cf0a5.pdf

3) Совершенствование профессиональной компетентности педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся : сборник научных и учебно-методических статей I Межрегиональной заочной научно-практической конференции, Челябинск, 15 октября 2020 года. Том Выпуск I. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. – 108 с. – ISBN 978-5-503-00388-8. – EDN QOVGVU. https://ipk74.ru/upload/iblock/2b3/2b3e60c1ad933a6d9f109436234f91ee.pdf

Детальное описание: 

С целью оказания научно-методической поддержки Донецкой народной республике специалисты ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (ЧИППКРО) предлагают следующие научно-методические продукты:

  • видеоконсультации;
  • сайт ЧИППКРО (раздел «Методическая работа»);
  • сетевые сообщества ВК ЧИППКРО;
  • научно-теоретический журнал ЧИППКРО;
  • методические и учебные пособия;
  • материалы научно-практической конференции по функциональной грамотности.

По вопросам введения и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального, основного и среднего общего образования, а также по вопросам введения федеральных образовательных программ (ФОП) начального, основного и среднего общего образования и по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся можно обращаться к специалистам лаборатории учебно-методического и информационно-аналитического сопровождения функциональной грамотности и ФГОС общего образования ГБУ ДПО ЧИППКРО по телефонам: 8(351)263-33-43, 8(351)263-33-88 или по электронной почте fgos@ipk74.ru

1.     Видеоконсультации

 Одним из востребованных методических ресурсов по вопросам, связанным с функциональной грамотности, с обновлёнными ФГОС общего образования и федеральными образовательными программами, методическими рекомендациями по их введению, особенностями и требованиями, являются видеоконсультации (дайджест видеоконсультаций прилагается).

Видеоконсультации по вопросам реализации обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования

  1. Основные обновления ФГОС начального общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_672
  2. Нормативная база обучения обучающихся с ОВЗ на уровне начального общего и основного общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_845
  3. Обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО: основные изменения https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_569
  4. Федеральные образовательные программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1200
  5. Содержание федеральных образовательных программ на уровнях начального, основного и среднего общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1207
  6. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1217
  7. ФОП всех уровней образования и структура общеобразовательной программы https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1259
  8. О преподавании учебных предметов / учебных курсов / учебных модулей на уровне начального общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_869
  9. Особенности введения и реализации обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_730
  10. Промежуточная аттестация обучающихся в обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_739
  11. Организация внеурочной деятельности в образовательном процессе в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ФГОС ООО https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_852
  12. Преподавание учебных предметов на углубленном уровне в 5-9 классах https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_828
  13. Формы оценивания предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_909
  14. Преподавание иностранных языков на уровне основного общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_797
  15. Преподавание родного языка и литературы на уровне начального и основного общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_754
  16. Преподавание второго иностранного языка на уровне основного общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_742
  17. Разработка рабочих программ учебного предмета «Математика» на уровне основного общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_812
  18. Оснащение кабинетов для преподавания учебного предмета «Технология» и организация деления на подгруппы на уровне начального и основного общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_851
  19. Изменения в примерной рабочей программе по учебному предмету «Технология» на уровне основного общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_903
  20. Особенности преподавания учебного предмета «Музыка» в соответствии с обновленным ФГОС ООО https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_836

Видеоконсультации по вопросам реализации обновленных ФГОС среднего основного общего образования

  1. Федеральные образовательные программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1200
  2. Содержание федеральных образовательных программ на уровнях начального, основного и среднего общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1207
  3. ФОП всех уровней образования и структура общеобразовательной программы https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1259
  4. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1217
  5. Информационные материалы для работы с родителями старшеклассников, посвященные введению с 01 сентября 2023 г. обновленного ФГОС среднего общего образования https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1254
  6. Варианты различных профилей обучения на уровне среднего общего образования. Материалы для родителей старшеклассников https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1266

Видеоконсультации по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся

  1. Задания и критерии оценки уровня сформированности читательской грамотности https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_817
  2. Курс внеурочной деятельности по функциональной грамотности https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1174
  3. Включение финансовой грамотности в планируемые результаты обучения по некоторым учебным предметам https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1205
  4. Использование проектных заданий для формирования функциональной грамотности (на примере английского языка) https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1244
  5. Формирование финансовой грамотности как об одно из актуальных направлений в образовании сегодня https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1205

2.     Сайт ЧИППКРО (раздел «Методическая работа»)

  • Актуальную информацию по вопросам реализации ФГОС основного образования и ФОП НОО, ООО и СОО можно найти на сайте Института в разделе  «Методическая работа» - «Обновленный ФГОС общего образования»  https://ipk74.ru/virtualcab/metod-gram/
  • Актуальную информацию по вопросам формирования функциональной грамотности можно найти в разделе «Методическая работа» - «Функциональная грамотность»  https://ipk74.ru/virtualcab/

3.     Сетевые сообщества

  1. Учебно-методический центр ФГОС ОО  https://vk.com/club181044632 публикует актуальную информацию, касающуюся всех изменений и нововведений в системе образования РФ.
  2. Сетевое региональное методическое объединение «Формирование функциональной грамотности обучающихся» https://vk.com/club195979526  публикует материалы по формированию функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции.
  3. Сетевое профессиональное сообщество «Использование потенциала школ-лидеров в повышении качества образования» https://vk.com/sch.leaders  публикует видеоматериалы, уроки, методические разработки учителей школ-лидеров в образовании.

4. Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров»

https://ipk74.ru/study/jornal/

В научно-теоретическом журнале «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров» публикуются статьи по вопросам функционирования системы повышения квалификации кадров.

Статьи по формированию функциональной грамотности и реализации обновленных ФГОС общего образования:

  1. Тетина С. В., Гутрова Ю. В. Готовность учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся в соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (с.113) https://ipk74.ru/upload/documents/jornal54.pdf
  2. Тетина С. В., Гутрова Ю. В. Совершенствование компетенций педагогов в профессиональном поле по вопросам формирования у обучающихся функциональной грамотности  (с. 94) https://ipk74.ru/upload/documents/jornal52.pdf

5. Методические и учебные пособия

  1. Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС начального, основного и среднего общего образования : пособие / С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2023. https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_1262
  2. Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС начального и основного общего образования [Электронный ресурс] / С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 624 Кб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2022. https://vk.com/club181044632?w=wall-181044632_984
  3. Становление, формирование и развитие индивидуального методического стиля деятельности учителя : пособие / С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2023.
  4. Формирование компетенций учителя в обеспечение достижения планируемых результатов обучающимися : пособие / С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2023.
  5. Тетина, С. В. Формирование научного типа мышления обучающихся : Учебное пособие / С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. – Челябинск : Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. – 108 с. – ISBN 978-5-6046776-1-2. – EDN RVZTEA.
  6. Тетина С. В. Формирование, развитие и становление индивидуального методического стиля деятельности учителя : рабочая тетрадь для слушателей / С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2022. – 64 с.
  7. Тетина, С. В. Функциональная грамотность : от истории вопроса к современности / С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. – Челябинск : Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. – 97 с. – ISBN 978-5-6046776-0-5. – EDN WVNGUR.

6. Материалы научно-практической конференции по функциональной грамотности

1. III Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция «Совершенствование профессиональной компетентности педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся»:

1) Совершенствование профессиональной компетентности педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся : Сборник научных и учебно-методических статей, Челябинск, 30 ноября 2022 года. Том Выпуск 3. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2022. – 252 с. – ISBN 978-5-503-00464-9. – EDN YIIJCI. https://ipk74.ru/upload/iblock/159/159a4c84ac978bab3faefa167c07e8db.pdf

2) Совершенствование профессиональной компетентности педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся : Сборник научных и учебно-методических статей, Челябинск, 09 декабря 2021 года / Collection of Scientific and Educational Articles. Том Выпуск 2. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. – 196 с. – ISBN 978-5-503-00395-6. – EDN CSMRIX. https://ipk74.ru/upload/iblock/ab0/ab0720ac01172f9147fa87bcd61cf0a5.pdf

3) Совершенствование профессиональной компетентности педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся : сборник научных и учебно-методических статей I Межрегиональной заочной научно-практической конференции, Челябинск, 15 октября 2020 года. Том Выпуск I. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. – 108 с. – ISBN 978-5-503-00388-8. – EDN QOVGVU. https://ipk74.ru/upload/iblock/2b3/2b3e60c1ad933a6d9f109436234f91ee.pdf

Детальная картинка: