Психолого-педагогические основы деятельности
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается точка зрения Виктора Ивановича Панова, доктора психологических наук, зав. лабораторией экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО по проблеме соотношения способностей и одаренности, изложенной им в статье на тему «Способности и одаренность: подходы и условия обучения».
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам познакомиться со статьей зав. лабораторией психологии одаренности Психологического института РАО Еленой Игоревны Щеблановой на тему «Проблема выявления и развития одаренности учащихся младших классов».
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются материалы статьи «Особенности взаимосвязей креативности и интеллекта у учащихся средних и старших классов ».
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам познакомиться со статьей Виолетты Павловны Феофиловой, сотрудника лингвистического центра Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) на тему «Сравнительный анализ формирования мотивации изучения иностранного языка в различных возрастных группах».
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается материал статьи Веры Александровны Глуховой (доцент Южно-Уральского государственного университета, кандидат психологических наук) и Екатерины Михайловны Барановой (педагог-психолог МБОУ «Лицей № 97, Челябинск) Авторы статьи рассматривают специфику социометрического статуса одаренных подростков и представляют результаты эмпирического исследования взаимосвязи социометрического статуса с интеллектуально-творческими способностями, с особенностями мотивации и жизненных сценариев одаренных учащихся подросткового возраста.
Уважаемые коллеги! Вам предлагается ознакомиться со статьей на тему «Подводные камни» профессионального самоопределения одаренных подростков и их сверстников». Автор статьи – Наталья Борисовна Шумакова, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, доктор психологических наук.
Уважаемые коллеги! Вам предлагается ознакомиться с материалами статьи на тему «Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальными способностями в разных образовательных средах». Автор статьи – Наталья Борисовна Шумакова, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, доктор психологических наук.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются материалы статьи «Интеграция науки, образования, бизнеса в формате научно-практического обучения школьников». Автор статьи – Людмила Евгеньевна Осипенко (профессор Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук) анализирует современные подходы к интеграции обучения, науки, бизнеса и обосновывает структуру модели научно-практического обучения школьников.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются материалы статьи «Образование одаренных детей в формате «Science & Projekt».
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются материалы статьи «Локус контроля как детерминанта агрессивности при интеллектуальной одаренности подростков». Авторы статьи Т.А. Воронова, С.В. Дубровина (Иркутский государственный медицинский университет) и Ю. В. Чепурко (Иркутский государственный университет) представляют результаты эмпирического исследования агрессивности и конфликтности одаренных учащихся подросткового возраста. Отметим, что методология эмпирического исследования соотнесена с одним из методологическим подходом, лежащим в основе федеральных государственных образовательных стандартов (системно-деятельностный). Опора на личностно-ориентированный подход позволяет авторам предложить материалы и выводы, которые педагоги-практики, работающие с интеллектуально одаренными подростками, могут использовать в качестве информационного и рефлексивного материала. Авторы обозначает актуальность поиска путец и способов нивелирования дезадаптивного поведения одаренных учащихся.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются статья Н.В. Маркиной, доцента Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования на тему «Современные исследования выбора в контексте психологии развития одаренности: классическая парадигма». Автор раскрывает возможности экзистенциальной психологии при решении практических задач современной образовательной практики. И представляет результаты обзора современных психологических исследований выбора субъекта с позиций классической психологии.
Уважаемые коллеги! Материалы статьи «Формирование филологического мышления учащихся старших классов: профильное обучение» содержат сравнение понятий «»филологическое мышление старшеклассников» и «филологическое мышление одаренных учащихся». Автор статьи Наталья Владимировна Горбунова, профессор Крымского федерального университета им. В.И Вернадского, доктор педагогических наук раскрывает особенности формирования филологического мышления обучающихся старшего школьного возраста в условиях профильного обучения русскому языку. Автор делает акцент на приоритетах работы учителя – филолога в контексте формирования и развития языковой личности одаренных обучающихся.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются материалы статьи «Развитие креативного потенциала как одно из направлений работы с одаренными детьми». Автор статьи Юлия Викторовна Харланова, доцент кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук рассматривает понятия креативность и креативный потенциал, сравнивая их. Автор определяет основные педагогические принципы работы с одарёнными детьми и подчёркивает важность развития у таких детей креативного потенциала.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются материалы статьи «Психологическое сопровождение педагогов в формировании стрессоустойчивости». Авторы статьи Е.В. Соловьева и О.Н. Бокачева рассматривают проблему профессионального стресса и его негативных последствий в деятельности педагога. Ими обозначена необходимость формирования стрессоустойчивости как интегративного свойства личности педагога, характеризующегося необходимой степенью ее (личности) адаптации к воздействию экстремальных факторов профессиональной деятельности, представлены результаты проведенного психологического исследования по реализации программы. Руководителям образовательных организаций и специалистам служб сопровождения будет полезен материал с точки зрения форм и методов психо-коррекционных мероприятий, использованных авторами.
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам ознакомиться со статьей, авторами которой является Галкина Вера Александровна. В русле современных изменений в системе специального образования, на основе пролонгированного исследования автором рассматриваются особенности самоконтроля школьников с легкой умственной отсталостью в учебном процессе. В статье представлены данные о состоянии самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью.
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам ознакомиться со статьей, автором которой является Снесарь Наталья Николаевна, в которой представлена педагогическая технология для применения в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости. Основу технологии составляют подвижные игры, содержание которых адаптировано к условиям образовательно-воспитательной среды.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются материалы статьи С.С. Занаева на тему «Особенности типичных психических состояний у интеллектуально одаренных старшеклассников». Результаты проведенного С.С. Занаевым исследования позволяют утверждать, что у одаренных подростков преобладают положительные состояния высокой активности, которые способствуют адекватному поведению, повышению их самоуверенности, придают подвижность основным психическим процессам и повышают эффективность практической деятельности.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются материалы статьи Александра Евгеньевича Соболева (кафедра химии Тверского государственного технического университета) и Дениса Сергеевича Исаева (СОШ № 43 г. Тверь, руководитель методического объединения естественных наук) на тему «Конкурс «Любимый урок» как средство личностно-профессионального развития учителя». Авторы статьи представляют региональный опыт работы Ассоциации педагогических работников Тверской области, Тверского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» и Тверской областной институт усовершенствования учителей по эффективному развитию творческого потенциала педагогов, работающих с одаренными учащимися в процессе подготовки и проведения профессиональных конкурсов учителей. Организация проекта демонстрирует сотрудничество.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются материалы статьи «Исследование особенностей социально-психологической адаптации интеллектуально одаренных учащихся» Авторы статьи – доценты кафедры педагогики и психологии профессионального образования Северо-Кавказского федерального университета И.С. Прохорова (канд. психол. наук) и Е.В. Соловьева (канд. психол. наук) представляют результаты эмпирического исследования одаренных учащихся – участников Малой академии Ставропольского Дворца детского творчества и их сверстников. Результаты исследования восполняют пробел в отношении критического возраст развития одаренных учащихся - 14-16 лет. Выводы авторов могут послужить научно-методической основой для разработки образовательных проектов поддержки социально-психологической адаптации одаренных учащихся старшего подросткового и раннего юношеского возраста.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются материалы статьи «Опыт психолого-медико-педагогического сопровождения одаренных учащихся лицея». Автор статьи В.П. Песков (доцент Московского государственного педагогического университета) исходит из того, что современное лицейское образование предъявляет одаренному ребенку повышенное требование к выносливости, умственной работоспособности, сопротивляемости, а также к длительному поддержанию умственного напряжения.