Языковая и социально-культурная адаптация детей иностранных граждан
Все материалы методических рекомендаций носят практический характер и будут полезны психологам, педагогам, учителям, и всем заинтересованным специалистам, чья деятельность связана с работой с детьми — иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации.
Для учителей русского языка предлагаются «Методические и дидактические материалы для работы с детьми, испытывающими трудности при изучении русского языка».
Для учителей русского языку предлагаются «Методические и дидактические материалы для работы с детьми, испытывающими трудности при изучении русского языка».
Для учителей начальных классов предлагаются «Методические и дидактические материалы для работы с детьми, испытывающими трудности при изучении русского языка».
При поступлении в общеобразовательную организацию детей иностранных граждан и детей с миграционной историей в соответствии с п. 1 приказа Минпросвещения России от 3 августа 2023 г. № 581 «О внесении изменения в п.13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115», наряду с обязательной входной диагностикой обучающихся на уровень владения русским языком в порядке, установленном локальным нормативным актом общеобразовательной организации, может проводится оценка социокультурной идентичности (адаптации) ребенка от 11 до 13 лет.
Одним из приоритетов национальной политики РФ является содействие социальной и культурной адаптации и интеграции детей мигрантов в принимающее сообщество. Это трудный процесс, сопряженный с рядом трудностей.
Школа является важнейшим частью работы по адаптации мигрантов. Для успешной адаптации детей иностранных граждан необходимо создание системы работы всего педагогического коллектива. Опыт такой деятельности создан в ряде общеобразовательных учреждений Челябинской области. Он был представлен на конференции «Проблемы культурного образования».
Предлагаемые материалы из опыта работы учителей г. Челябинска раскрывают возможности языковой адаптации детей с миграционной историей в общеобразовательной школе, способствуют пониманию проблем, возникающих у детей мигрантов в освоении русского языка, а также показывают возможные пути преодоления трудностей.
Кафедра языкового и литературного образования совместно с педагогическими работниками МАОУ СОШ №6 г.Челябинска разработала рабочие программы курса внеурочной деятельности «Русский язык как неродной». Он предназначен для обучения детей мигрантов.
Научно-исследовательский центр мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде проводит систематически мониторинг количественных показателей обучающихся с миграционной историей в образовательных организациях Челябинской области. Просим ознакомиться с аналитическим отчётом, который представлен в рукописи «Мониторинг количественных показателей обучающихся с миграционной историей в образовательных организациях Челябинской области. Аналитический отчёт (ноябрь 2023)».
На основании приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 18 декабря 2023 года № 02/2975 «Об итогах регионального конкурса профессионального мастерства научно-методических материалов «Новой школе – новые стандарты» в 2023 году в номинации «Реализация целевых моделей/программ наставничества, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и федеральных образовательных программ общего образования» победителями признана программа наставничества «Мы вместе» как лучшая программа наставничества «учитель – ученик», обеспечивающая обучение русскому языку детей с миграционной историей (институциональный уровень). Данная программа наставничества «Мы вместе» разработана авторским коллективом Алиповой Ириной Николаевной, заместителем директора по воспитательной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска».
Предлагается для использования в практической деятельности «Методические рекомендации по проведению программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 221 с.
Предлагается для использования в практической деятельности «Пакет инструментария программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан» / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 207 с.
Предлагаем вашему вниманию материалы VI Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности» (22-23 ноября 2023г. г. Челябинск, ГБУ ДПО ЧИППКРО) для оптимизации работы с детьми мигрантов.
Уважаемые коллеги, предлагаем ознакомиться с научно-методическими статьями по вопросам обучения в общеобразовательных организациях детей с миграционной историей.
О вовлечении детей мигрантов в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социальной деятельности как одном из путей их культурно-языковой адаптации на конференции рассказали Козыренко Татьяна Геннадьевна, зам. директора МБОУ "СОШ №68 г. Челябинска", и Аминева Азалия Айдаровна, зам. директора МАОУ "Образовательный центр №2 г. Челябинска".
- 1
- 2