Права и обязанности родителей

14 марта 2022

Информация для родителей особых детей

Вы, как родители (законные представители), имеете преимущественное право на обучение и воспитание ребенка перед всеми другими лицами. Но и на Вас федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» накладывает обязанность заложить основы его физического, нравственного и интеллектуального развития.

Вы, как родители (законные представители), имеете преимущественное право на обучение и воспитание ребенка перед всеми другими лицами. Но и на Вас федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» накладывает обязанность заложить основы его физического, нравственного и интеллектуального развития.

В соответствии с законодательством Российской Федерации Ваш ребенок имеет ряд специфических по отношению к нормально развивающимся сверстникам прав на образование. Образование при этом представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения Вашего ребенка, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах его личности, семьи, общества и государства, в целях разностороннего развития и удовлетворения образовательных потребностей и интересов.

Вы имеете следующие права :

  • выбирать до завершения получения Вашим ребенком общего образования с учетом его мнения, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

  • дать Вашему ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по Вашему решению с учетом его мнения, на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

  • знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

  • знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости Вашего ребенка;

  • защищать права и законные интересы Вашего ребенка;

  • получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) Вашего ребенка, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований;

  • принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

  • присутствовать при обследовании Вашего ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждать результаты его обследования и рекомендации, полученные по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации его обучения и воспитания.

Ваш ребенок может получать общее образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (государственных, муниципальных или негосударственных), а также вне таких организаций – в форме семейного образования и самообразования.

К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся дошкольные образовательные организации (иными словами – детские сады), в которых для Вашего ребенка могут быть созданы группы:

  • компенсирующей направленности;

  • комбинированной направленности.

При этом указанные группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 – 10,5-часового пребывания); продленного дня (13 – 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По Вашему запросу также возможна организация работы групп в выходные и праздничные дни.

Инклюзивное образование подразумевает получение образования Вашим ребенком в среде здоровых сверстников или в отдельных классах (группах).

Следовательно, выбирая дошкольную образовательную организацию, в которой будет получать образование Ваш ребенок, Вам необходимо понимать, какие условия созданы в учреждении, и проконсультироваться со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом и др.).

Для того чтобы образовательная организация смогла обеспечить Вашему ребенку получение качественного образования, в целях определения образовательной программы, которую будет осваивать Ваш ребенок, Вы имеете право при приеме в учреждение представить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания Вашего ребенка в соответствии с законом об образовании в Российской Федерации определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов, также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Отметим, что в случае, если Ваш ребенок признан инвалидом, то ему в обязательном порядке должна быть разработана индивидуальная программа реабилитации. В ее содержание должны быть включены необходимые ему реабилитационные мероприятия и технические средства реабилитации, а также указаны исполнители реабилитационных мероприятий, соответствующие интересам ребенка (органы образования, здравоохранения, социальной защиты населения; фонд социального страхования и др.).

При этом важно понимать, что реализация адаптированной образовательной программы не ограничивает Вашего ребенка в получении образования, а позволяет создать специальные условия для его получения[. Тем более, что прием на обучение по адаптированной образовательной программе возможен только с Вашего согласия и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями[16]понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

  • использование специальных:

  • образовательных программ и методов обучения и воспитания;

  • учебников, учебных пособий и дидактических материалов (при этом специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков предоставляются бесплатно);

  •  технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

  •  предоставление Вашему ребенку услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь;

  •  проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

  •  обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

  •  другие условия, без которых будет невозможно или затруднено освоение Вашим ребенком образовательных программ.

При этом, в случае если образовательная организация не может предоставить Вашему ребенку-инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) оказать услугу, а Вы за собственный счет приобрели техническое средство реабилитации и (или) оплатили услугу, то Вам должна быть выплачена компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном федеральным законом.

Ваш ребенок может получать общее образование  в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (государственных, муниципальных или негосударственных), а также вне таких организаций – в форме семейного образования и самообразования.

К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся:

1) общеобразовательные организации (иными словами – школы), в которых получение образования Вашим ребенком может быть организовано:

  • совместно с другими обучающимися;

  • в отдельных классах, группах;

  • в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (иными словами – специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах) ;

2) муниципальные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной поддержке (ППМС-центры) (приложение 5).

Инклюзивное образование подразумевает получение образования Вашим ребенком в среде здоровых сверстников или в отдельных классах (группах) .

Следовательно, выбирая образовательное учреждение, в котором будет получать образование Ваш ребенок, Вам необходимо понимать, какие условия созданы в учреждении, и проконсультироваться со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом и др.).

Выбрав образовательное учреждение, Вам необходимо ознакомиться с правилами приема в образовательную организацию, которые размещены на официальном сайте в сети Интернет. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. Прием в образовательную организацию осуществляется по Вашему личному заявлению при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя).

Для того чтобы образовательная организация смогла обеспечить Вашему ребенку получение качественного общего образования, в целях определения образовательной программы, которую будет осваивать Ваш ребенок, Вы имеете право при приеме в учреждение представить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания Вашего ребенка в соответствии с законом об образовании в Российской Федерации определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов, также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Отметим, что в случае, если Ваш ребенок признан инвалидом, то ему в обязательном порядке должна быть разработана индивидуальная программа реабилитации. В ее содержание должны быть включены необходимые ему реабилитационные мероприятия и технические средства реабилитации, а также указаны исполнители реабилитационных мероприятий, соответствующие интересам ребенка (органы образования, здравоохранения, социальной защиты населения; фонд социального страхования и др.).

При этом важно понимать, что реализация адаптированной образовательной программы не ограничивает Вашего ребенка в получении образования, а позволяет создать специальные условия для его получения[29]. Тем более, что прием на обучение по адаптированной образовательной программе возможен только с Вашего согласия и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

6) использование специальных:

  • образовательных программ и методов обучения и воспитания;

  • учебников, учебных пособий и дидактических материалов (при этом специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков предоставляются бесплатно);

  • технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

7) предоставление Вашему ребенку услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь;

8) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

9) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

10) другие условия, без которых будет невозможно или затруднено освоение Вашим ребенком образовательных программ.

При этом, в случае если образовательная организация не может предоставить Вашему ребенку-инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) оказать услугу, а Вы за собственный счет приобрели техническое средство реабилитации и (или) оплатили услугу, то Вам должна быть выплачена компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном федеральным законом.

В целях обеспечения реализации права Вашего ребенка на образование, в Российской Федерации разрабатываются федеральные государственные образовательные стандарты образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

В настоящее время внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и разработаны:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На основе указанных стандартов образовательные организации разрабатывают адаптированные для обучения Вашего ребенка образовательные программы с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающие коррекцию нарушений его развития и социальную адаптацию.

Вы имеете право выбирать формы получения общего образования и формы обучения по конкретной образовательной программе, учитывая мнение Вашего ребенка.

В частности, при реализации адаптированной образовательной программы для Вашего ребенка могут использоваться различные формы обучения. Так образовательная программа может осваиваться в очной, очно-заочной или заочной формах.

Формы обучения в образовательной организации различаются между собой по числу учебных часов, предусматривающих непосредственное взаимодействие ребенка и педагогических работников в процессе освоения образовательной программы.

При реализации образовательной программы могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, а также сетевые формы, позволяющие интегрировать ресурсы нескольких организаций. Ваш ребенок может осваивать содержание образования по индивидуальному учебному плану, в форме семейного образования.

При выборе Вами семейной формы получения общего образования следует проинформировать о Вашем решении органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого Вы проживаете.

Принимая решение о получении Вашим ребенком образования в семейной форме, Вы должны понимать, что отказываетесь от получения образования в образовательных организациях и принимаете на себя обязательства, возникающие при получении образования вне таких организаций.

В частности, выбрав семейную форму образования, у Вас возникают обязательства по целенаправленной организации деятельности Вашего ребенка по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у него мотивации получения образования в течение всей жизни.

Вместе с тем ребенок, получающий образование в семейной форме, по Вашему решению с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Отметим, что Ваш ребенок, получающий образование в форме семейного образования, имеет право бесплатно пройти промежуточную и государственную

итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

При этом в случае, если Ваш ребенок показал неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, и не ликвидировал в установленные сроки академической задолженности, то он продолжает получать образование в образовательной организации.

Ваш ребенок имеет право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей его психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Отметим, что психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании Вашего заявления или согласия в письменной форме.

Еще одним вариантом получения образования Вашим ребенком при условии наличия заключения медицинской организации и Вашего письменного обращения является обучение на дому или в медицинской организации.

Дополнительное образование

Наряду с общим образованием Ваш ребенок может получать и дополнительное образование. В настоящее время дополнительное образование только в самом начале пути к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательный процесс должен быть организован по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития ребенка. Указанные программы могут быть различных направленностей: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

Обратите внимание на то, что реализуемые дополнительные образовательные программы должны быть включены в лицензию учреждения на осуществление образовательной деятельности . Так дополнительные образовательные программы, реализуемые учреждениями, могут быть ориентированы на:

трудовую и профессиональную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный вариант программ реализуется в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах. Такие программы, например, помогут Вашему ребенку с учетом его возможностей и особенностей освоить разные профессии (столяр, слесарь, портной, швея, мастер по ремонту обуви, художник росписи по дереву и т.д.);

социальную реабилитацию через включение ребенка в различные виды творческой деятельности. Этот вариант программ реализуется в школах, в том числе коррекционных; образовательных организациях дополнительного образования. Содержание таких программ предполагает развитие творческого потенциала Вашего ребенка и его социальную адаптацию в коллективе. При этом возможность развить в себе определенные способности и проявить себя в каком-либо виде творчества позволяет скорректировать самооценку ребенка, раскрыть спектр его возможностей, отодвигая на второй план имеющиеся ограничения;

коррекцию личностных качеств Вашего ребенка. Такие программы реализуются для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые не посещающих общеобразовательные организации. Содержание таких программы ориентировано на работу с детьми педагогов дополнительного образования, психолога, педагога-дефектолога, логопеда.

Отметим, что деление программ на три группы условно, так как многие дополнительные образовательные программы носят интегрированный характер. Например, освоение ребенком программы, связанной с каким-либо видом искусства, может стать основой для его будущей профессиональной деятельности. Также большинство программ, разрабатываемых для детей с ограниченными возможностями здоровья, обязательно включают коррекционную составляющую.

Детальное описание: 

Вы, как родители (законные представители), имеете преимущественное право на обучение и воспитание ребенка перед всеми другими лицами. Но и на Вас федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» накладывает обязанность заложить основы его физического, нравственного и интеллектуального развития.

В соответствии с законодательством Российской Федерации Ваш ребенок имеет ряд специфических по отношению к нормально развивающимся сверстникам прав на образование. Образование при этом представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения Вашего ребенка, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах его личности, семьи, общества и государства, в целях разностороннего развития и удовлетворения образовательных потребностей и интересов.

Вы имеете следующие права :

  • выбирать до завершения получения Вашим ребенком общего образования с учетом его мнения, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

  • дать Вашему ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по Вашему решению с учетом его мнения, на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

  • знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

  • знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости Вашего ребенка;

  • защищать права и законные интересы Вашего ребенка;

  • получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) Вашего ребенка, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований;

  • принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

  • присутствовать при обследовании Вашего ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждать результаты его обследования и рекомендации, полученные по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации его обучения и воспитания.

Ваш ребенок может получать общее образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (государственных, муниципальных или негосударственных), а также вне таких организаций – в форме семейного образования и самообразования.

К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся дошкольные образовательные организации (иными словами – детские сады), в которых для Вашего ребенка могут быть созданы группы:

  • компенсирующей направленности;

  • комбинированной направленности.

При этом указанные группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 – 10,5-часового пребывания); продленного дня (13 – 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По Вашему запросу также возможна организация работы групп в выходные и праздничные дни.

Инклюзивное образование подразумевает получение образования Вашим ребенком в среде здоровых сверстников или в отдельных классах (группах).

Следовательно, выбирая дошкольную образовательную организацию, в которой будет получать образование Ваш ребенок, Вам необходимо понимать, какие условия созданы в учреждении, и проконсультироваться со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом и др.).

Для того чтобы образовательная организация смогла обеспечить Вашему ребенку получение качественного образования, в целях определения образовательной программы, которую будет осваивать Ваш ребенок, Вы имеете право при приеме в учреждение представить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания Вашего ребенка в соответствии с законом об образовании в Российской Федерации определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов, также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Отметим, что в случае, если Ваш ребенок признан инвалидом, то ему в обязательном порядке должна быть разработана индивидуальная программа реабилитации. В ее содержание должны быть включены необходимые ему реабилитационные мероприятия и технические средства реабилитации, а также указаны исполнители реабилитационных мероприятий, соответствующие интересам ребенка (органы образования, здравоохранения, социальной защиты населения; фонд социального страхования и др.).

При этом важно понимать, что реализация адаптированной образовательной программы не ограничивает Вашего ребенка в получении образования, а позволяет создать специальные условия для его получения[. Тем более, что прием на обучение по адаптированной образовательной программе возможен только с Вашего согласия и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями[16]понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

  • использование специальных:

  • образовательных программ и методов обучения и воспитания;

  • учебников, учебных пособий и дидактических материалов (при этом специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков предоставляются бесплатно);

  •  технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

  •  предоставление Вашему ребенку услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь;

  •  проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

  •  обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

  •  другие условия, без которых будет невозможно или затруднено освоение Вашим ребенком образовательных программ.

При этом, в случае если образовательная организация не может предоставить Вашему ребенку-инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) оказать услугу, а Вы за собственный счет приобрели техническое средство реабилитации и (или) оплатили услугу, то Вам должна быть выплачена компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном федеральным законом.

Ваш ребенок может получать общее образование  в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (государственных, муниципальных или негосударственных), а также вне таких организаций – в форме семейного образования и самообразования.

К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся:

1) общеобразовательные организации (иными словами – школы), в которых получение образования Вашим ребенком может быть организовано:

  • совместно с другими обучающимися;

  • в отдельных классах, группах;

  • в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (иными словами – специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах) ;

2) муниципальные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной поддержке (ППМС-центры) (приложение 5).

Инклюзивное образование подразумевает получение образования Вашим ребенком в среде здоровых сверстников или в отдельных классах (группах) .

Следовательно, выбирая образовательное учреждение, в котором будет получать образование Ваш ребенок, Вам необходимо понимать, какие условия созданы в учреждении, и проконсультироваться со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом и др.).

Выбрав образовательное учреждение, Вам необходимо ознакомиться с правилами приема в образовательную организацию, которые размещены на официальном сайте в сети Интернет. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. Прием в образовательную организацию осуществляется по Вашему личному заявлению при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя).

Для того чтобы образовательная организация смогла обеспечить Вашему ребенку получение качественного общего образования, в целях определения образовательной программы, которую будет осваивать Ваш ребенок, Вы имеете право при приеме в учреждение представить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания Вашего ребенка в соответствии с законом об образовании в Российской Федерации определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов, также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Отметим, что в случае, если Ваш ребенок признан инвалидом, то ему в обязательном порядке должна быть разработана индивидуальная программа реабилитации. В ее содержание должны быть включены необходимые ему реабилитационные мероприятия и технические средства реабилитации, а также указаны исполнители реабилитационных мероприятий, соответствующие интересам ребенка (органы образования, здравоохранения, социальной защиты населения; фонд социального страхования и др.).

При этом важно понимать, что реализация адаптированной образовательной программы не ограничивает Вашего ребенка в получении образования, а позволяет создать специальные условия для его получения[29]. Тем более, что прием на обучение по адаптированной образовательной программе возможен только с Вашего согласия и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

6) использование специальных:

  • образовательных программ и методов обучения и воспитания;

  • учебников, учебных пособий и дидактических материалов (при этом специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков предоставляются бесплатно);

  • технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

7) предоставление Вашему ребенку услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь;

8) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

9) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

10) другие условия, без которых будет невозможно или затруднено освоение Вашим ребенком образовательных программ.

При этом, в случае если образовательная организация не может предоставить Вашему ребенку-инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) оказать услугу, а Вы за собственный счет приобрели техническое средство реабилитации и (или) оплатили услугу, то Вам должна быть выплачена компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном федеральным законом.

В целях обеспечения реализации права Вашего ребенка на образование, в Российской Федерации разрабатываются федеральные государственные образовательные стандарты образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

В настоящее время внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и разработаны:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На основе указанных стандартов образовательные организации разрабатывают адаптированные для обучения Вашего ребенка образовательные программы с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающие коррекцию нарушений его развития и социальную адаптацию.

Вы имеете право выбирать формы получения общего образования и формы обучения по конкретной образовательной программе, учитывая мнение Вашего ребенка.

В частности, при реализации адаптированной образовательной программы для Вашего ребенка могут использоваться различные формы обучения. Так образовательная программа может осваиваться в очной, очно-заочной или заочной формах.

Формы обучения в образовательной организации различаются между собой по числу учебных часов, предусматривающих непосредственное взаимодействие ребенка и педагогических работников в процессе освоения образовательной программы.

При реализации образовательной программы могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, а также сетевые формы, позволяющие интегрировать ресурсы нескольких организаций. Ваш ребенок может осваивать содержание образования по индивидуальному учебному плану, в форме семейного образования.

При выборе Вами семейной формы получения общего образования следует проинформировать о Вашем решении органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого Вы проживаете.

Принимая решение о получении Вашим ребенком образования в семейной форме, Вы должны понимать, что отказываетесь от получения образования в образовательных организациях и принимаете на себя обязательства, возникающие при получении образования вне таких организаций.

В частности, выбрав семейную форму образования, у Вас возникают обязательства по целенаправленной организации деятельности Вашего ребенка по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у него мотивации получения образования в течение всей жизни.

Вместе с тем ребенок, получающий образование в семейной форме, по Вашему решению с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Отметим, что Ваш ребенок, получающий образование в форме семейного образования, имеет право бесплатно пройти промежуточную и государственную

итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

При этом в случае, если Ваш ребенок показал неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, и не ликвидировал в установленные сроки академической задолженности, то он продолжает получать образование в образовательной организации.

Ваш ребенок имеет право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей его психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Отметим, что психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании Вашего заявления или согласия в письменной форме.

Еще одним вариантом получения образования Вашим ребенком при условии наличия заключения медицинской организации и Вашего письменного обращения является обучение на дому или в медицинской организации.

Дополнительное образование

Наряду с общим образованием Ваш ребенок может получать и дополнительное образование. В настоящее время дополнительное образование только в самом начале пути к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательный процесс должен быть организован по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития ребенка. Указанные программы могут быть различных направленностей: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

Обратите внимание на то, что реализуемые дополнительные образовательные программы должны быть включены в лицензию учреждения на осуществление образовательной деятельности . Так дополнительные образовательные программы, реализуемые учреждениями, могут быть ориентированы на:

трудовую и профессиональную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный вариант программ реализуется в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах. Такие программы, например, помогут Вашему ребенку с учетом его возможностей и особенностей освоить разные профессии (столяр, слесарь, портной, швея, мастер по ремонту обуви, художник росписи по дереву и т.д.);

социальную реабилитацию через включение ребенка в различные виды творческой деятельности. Этот вариант программ реализуется в школах, в том числе коррекционных; образовательных организациях дополнительного образования. Содержание таких программ предполагает развитие творческого потенциала Вашего ребенка и его социальную адаптацию в коллективе. При этом возможность развить в себе определенные способности и проявить себя в каком-либо виде творчества позволяет скорректировать самооценку ребенка, раскрыть спектр его возможностей, отодвигая на второй план имеющиеся ограничения;

коррекцию личностных качеств Вашего ребенка. Такие программы реализуются для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые не посещающих общеобразовательные организации. Содержание таких программы ориентировано на работу с детьми педагогов дополнительного образования, психолога, педагога-дефектолога, логопеда.

Отметим, что деление программ на три группы условно, так как многие дополнительные образовательные программы носят интегрированный характер. Например, освоение ребенком программы, связанной с каким-либо видом искусства, может стать основой для его будущей профессиональной деятельности. Также большинство программ, разрабатываемых для детей с ограниченными возможностями здоровья, обязательно включают коррекционную составляющую.

Детальная картинка: