Дидактические игры в экологическом образовании

23 января 2020

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности

Дидактические игры издавна используются для воспитания и обучения, но экологическим играм уделялось недостаточно внимания. В основном это были экологические игры по закреплению и уточнению представлений, полученных на занятиях, во время прогулок и наблюдений, они учили рассуждать, делать выводы, обобщения. Но ещё совсем до недавнего времени детям не давались представления о взаимосвязи живой и неживой природы в экосистеме, о невозможности нарушения её целостности, что является основополагающим в экологическом воспитании. А без этого невозможно развивать у дошкольников способность замечать живое, сопереживать беде других и бережно относиться к природе.

Дидактические игры издавна используются для воспитания и обучения, но экологическим играм уделялось недостаточно внимания. В основном это были экологические игры по закреплению и уточнению представлений, полученных на занятиях, во время прогулок и наблюдений, они учили рассуждать, делать выводы, обобщения. Но ещё совсем до недавнего времени детям не давались представления о взаимосвязи живой и неживой природы в экосистеме, о невозможности нарушения её целостности, что является основополагающим в экологическом воспитании. А без этого невозможно развивать у дошкольников способность замечать живое, сопереживать беде других и бережно относиться к природе.

Дидактические игры экологического содержания способствуют:

  1. Развитию познавательных способностей. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.
  2. Обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности.
  3. Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается и совершенствуется грамматический строй речи, связная речь.
  4. Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать. Соблюдение норм поведения в природе требует определённых волевых усилий, что оказывает влияние на развитие воли и произвольности.
  5. Художественно-эстетическому воспитанию – совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для восприятия информации, получения и присвоения определенного социально-нравственного, интеллектуального, эстетического опыта.


Файлы:  Загрузить

Детальное описание: 

Дидактические игры издавна используются для воспитания и обучения, но экологическим играм уделялось недостаточно внимания. В основном это были экологические игры по закреплению и уточнению представлений, полученных на занятиях, во время прогулок и наблюдений, они учили рассуждать, делать выводы, обобщения. Но ещё совсем до недавнего времени детям не давались представления о взаимосвязи живой и неживой природы в экосистеме, о невозможности нарушения её целостности, что является основополагающим в экологическом воспитании. А без этого невозможно развивать у дошкольников способность замечать живое, сопереживать беде других и бережно относиться к природе.

Дидактические игры экологического содержания способствуют:

  1. Развитию познавательных способностей. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.
  2. Обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности.
  3. Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается и совершенствуется грамматический строй речи, связная речь.
  4. Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать. Соблюдение норм поведения в природе требует определённых волевых усилий, что оказывает влияние на развитие воли и произвольности.
  5. Художественно-эстетическому воспитанию – совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для восприятия информации, получения и присвоения определенного социально-нравственного, интеллектуального, эстетического опыта.


Детальная картинка: