Уткина Татьяна Валерьевна

18 сентября 2016

Сотрудники

Заведующий кафедрой, доцент, к.п.н.

Заведующий кафедрой, доцент, к.п.н.

Преподаваемые дисциплины

  • дисциплины, отражающие содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности учителя биологии;
  • дисциплины, отражающие содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности в рамках разделов/модулей «Современные нормативно-правовые основы образования»;
  • профессиональная переподготовка по программе «Теория и методика преподавания естествознания» по учебным дисциплинам: «Методика преподавания естествознания», «Биология и экология», «Концепция современного естествознания»;
  • профессиональная переподготовка по программе «Теория и методика преподавания математики» по учебным дисциплинам: «Методика обучения математике»;
  • профессиональная переподготовка по программе «Теория и методика преподавания технологии» по учебным дисциплинам: «Нормативно-правовые основы педагогической деятельности», «Методика обучения технологии»

Наименование направления подготовки и (или) специальности

  • биология-химия с присвоением квалификация и звание учителя средней школы.
  • окончила Челябинский ордена Знак Почета государственный пединститут, факультет естественно-географический, 1992 г.
  • Защищено диссертационное исследование по теме «Интеграция физики и биологии при изучении термодинамических систем в классах естественно-научного профиля», по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика), ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), 2014 г.

Профессиональная переподготовка

  • «Учитель естествознания» (ГБОУ ДПО ЧИППКРО), 2005-2007 гг;
  • «Менеджмент в образовании» (ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»), 2014 г.

Повышение квалификации

  1. Публикационная и проектная деятельность в странах Евросоюза: от теории к практике (стажировка, Пражский институт повышения квалификации, Чехия, Прага, 2016г)
  2. Распространение моделей государственно-общественного управления образованием (стажировка, Учебный центр EDUCLUSTER FINLAND Хельсинки, Финляндия, 2015г.)
  3. Реализация требований ФГОС к результатам обучения биологии (ГОУ ДПО АПКППРО (Москва, 2014 г.);
  4. Содержание и методика преподавания биологии в основной и старшей школе (ФГАОУ ДПО АПКППРО (г. Москва, 2009, 2013 гг);
  5. Актуальные вопросы биологического образования в условиях перехода на ФГОС (ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, 2012 г.);
  6. Проблемы методики обучения биологии в условиях перехода на ФГОС ООО (ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск, 2011 г.);
  7. Стажировка в рамках Международной программы «American Councils For International Education» (США), 2011 г.;
  8. Преподавание биологии в условиях реформирования российского образования (ГОУ ДПО «Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (г. Владивосток, 2010 г.);
  9. Русский язык как государственный» (ЧИППКРО, 2013 г)
  10. Активные методы обучения слушателей в системе дополнительного профессионального образования» (ЧИППКРО, 2014 г.)
  11. Технологии разработки основных образовательных программ с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей (ЧИППКРО, 2014 г.)
  12. Современные аспекты использования информационно — коммуникационных технологий в образовательном процессе» (ЧИППКРО, 2014 г.)

Общий стаж работы: 25 лет

Стаж работы по специальности (ГБОУ ДПО ЧИППКРО): 10 лет

Профессионально-педагогические результаты

  • Почетная грамота Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (2015 г.)
  • Благодарность Министерства образования и науки Челябинской области (2014 г);
  • Почетная грамота Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (2014 г.);
  • Благодарность Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (2014 г.);
  • Грамота Министерства образования и науки Челябинской области (2006, 2013 гг);
  • Грант губернатора «Лучший учитель Челябинской области» (2006 г);
  • Почетная грамота городского Законодательного собрания «За вклад в развитие города Златоуста» (2005 г.);
  • Благодарственные письма Главы города Златоуста (2004 г, 2005 г, 2006 г, 2007 г, 2008 г)
  • Диплом победителя Международного профессионального конкурса преподавателей вузов «Учебно-методический комплекс дисциплины – 2017» в номинации «Элемент УМКД: Рабочая программа, теоретические и практические материалы»
  • Диплом победителя Международного профессионального конкурса преподавателей вузов «Учебно-методический комплекс дисциплины – 2017» в номинации «Элемент УМКД: Активные и интерактивные формы проведения занятий»
  • Диплом участника 29 Московской Международной  книжной выставки-ярмарки, г. Москва, 2016г.
  • Внесение в информационную базу энциклопедии «ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ» (FAMOUS SCIENTISTS)

Направления работы

  • разработка образовательных программ повышения квалификации и программ дополнительной профессиональной переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений;
  • организация стажировок, курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений Челябинской области;
  • реализация научно-прикладных проектов с образовательными организациями области;
  • руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами;
  • организация семинаров, конференций, модульных курсов;
  • организация учебно-тренировочных сборов команды Челябинской области для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии;
  • написание инструктивно-методических писем и аналитических материалов;
  • написание статей и докладов, чтение лекций, оценка проделанной работы, проведение научного исследования.

Реализация совместных с образовательными организациями научно-прикладных проектов

  • «Формирование когнитивных элементов культуры личности при изучении вопросов экологии в рамках создания единого образовательного пространства» (МБОУДОД «Детский эколого-биологический центр » г.Озерска);
  • «Интеграция предметов естественно-математических и технологических дисциплин как фактор развития инновационного мышления учащихся» (МОУ Полетаевская СОШ Сосновского муниципального района);
  • «Модель непрерывного профессионального образования педагогов как средство реализации проекта развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП» (МОУ «Каслинская СОШ № 27» Каслинского муниципального района)
  • «Педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников в профильном обучении на основе сетевого взаимодействия» (МБОУ «СОШ № 1» г. Коркино)

Профессиональные интересы

профильное обучение, интеграция естественно-научных предметов, работа с одаренными детьми

Профессиональные достижения

  • председатель предметной комиссии единого государственного экзамена по биологии в Челябинской области с 2007 г по настоящее время;
  • председатель предметной комиссии основного государственного экзамена по биологии в Челябинской области с 2013 г;
  • председатель предметно-методической комиссии муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии с 2007 г по настоящее время;
  • член экспертной комиссии по экспертизе соответствия содержания и качества подготовке обучающихся и выпускников общеобразовательных учреждений ГОС (ФГОС) основного общего, среднего (полного) общего образования по образовательной области «Естествознание» с 2011 г по настоящее время;
  • член рабочей группы по разработке Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области (распоряжение Губернатора Челябинской области от 24 октября 2011 года №1199-р «О создании рабочей группы»);
  • член межведомственного совета по вопросам формирования экологической культуры населения Челябинской области (распоряжением Правительства Челябинской области от 30.07.2013 г. № 145-рп)

Учебные и учебно-методические пособия

  • Уткина Т.В. Особенности проектирования рабочих программ учебного предмета «Физика» с учетом предпрофильной подготовки. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций  / Т.В. Уткина. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – 48с.
  • Бегашева И.С., Уткина Т.В. Физика. Челябинская область. Методическое пособие: пособие для учителей общеобразоват. организаций (7-9 классы) / И.С. Бегашева, Т.В. Уткина. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 102с.
  • Пяткова О.Б., Уткина Т.В. Химия. Челябинская область. Методическое пособие: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О.Б. Пяткова, Т.В. Уткина. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 161 с. (лауреат профессионального конкурса производителей отечественной высокотехнологической продукции Национальный сертификат качества в номинации «Лучший информационный проект», сертификат № 1648 от 31.05.2017)
  • Уткина Т.В. Ламехов Ю.Г., Ламехова Е А. Биологическое разнообразие Челябинской области : учебно-методическое пособие / Т. В. Уткина, Ю. Г. Ламехов, Е. А. Ла-мехова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2015. – 200 с. (лауреат профессионального конкурса производителей отечественной высокотехнологической продукции Национальный сертификат качества в номинации «Лучший информационный проект», сертификат № 01609 от 30.05.2016)
  • Уткина Т. В., Низдиминова Е.А. Достижение метапредметных результатов через учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся : учебное пособие / Т. В. Уткина, Е.А. Низдиминова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 192 с.
  • Уткина Т.В. Экологическое образование в условиях полевого экологического практикума: учебно-методическое пособие / Т.В. Уткина. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 72 с.
  • Уткина Т.В, Клишина О.Н. Экология : сборник задач и упражнений / Т. В. Уткина, О. Н. Клишина. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 132 с.
  • Уткина Т.В., Старченко С.А. Термодинамика биологических систем. Сборник задач и упражнений : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. В. Уткина, С. А. Старченко. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 52 с.
  • Старченко С.А., Уткина Т.В. Термодинамические основы биологических систем: учебное пособие / С.А. Старченко, Т.В. Уткина. – Челябинск, 2011. – 112 с.

Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в реестр ВАК МОиН РФ

  1. Уткина, Т. В. Подходы и методы, направленные на достижение цели экологического образования / Т. В. Уткина // Биология в школе. – 2017. – № 9. – С. 32–38
  2. Уткина, Т. В. Учебный модуль, как инструмент повышения качества естественнонаучного образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта / Т. В. Уткина // Биология в школе. – 2013. – № 10. – С. 24–31.
  3. Уткина, Т. В. Конструирование учебного занятия по теме «Способы переноса тепловой энергии в организме» / Т. В. Уткина // Физика в школе. – 2012. – № 5. – С. 30–35.
  4. Уткина, Т. В. Формирование целостности содержания естественнонаучного образования при профильном обучении / Т. В. Уткина // Биология в школе. – 2012. – № 7. – С. 24–31.
  5. Уткина, Т. В. В Челябинской области обсудили проблемы биологического образования / Т. В. Уткина // Биология в школе. – 2012. – № 6. – С. 79-80.
  6. Уткина, Т. В. Каким быть биологическому образованию XXI века? Попытка понять и объединить / Т. В. Уткина // Биология в школе. – 2011. – № 9. – С. 47-48.
  7. Уткина, Т. В. Лабораторный практикум в классах химико-биологического профиля / Т. В. Уткина // Биология в школе. – 2010. – № 3. – С. 26-29.
  8. Уткина, Т. В. Биофизические задачи на уроках биологии / Т. В. Уткина, В. С. Елагина // Биология в школе. – 2009. – № 3. – С. 26–30. (Авторский вклад 80%).
  9. Уткина, Т. В. Роль межпредметных связей в формировании понятия «энергия» / Т. В. Уткина // Биология в школе. – 2007. – № 8. – С. 24–27.

Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в РИНЦ

  1. Уткина, Т. В. Повышение уровня подготовки учащихся старших профильных классах через интеграцию физики и биологии / Т. В. Уткина // Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей «Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты» Том. Выпуск 6. Центр социально-экономических исследований. Г. Пермь – 2016 – С. 61-64
  2. Уткина Т.В., Коликова Е.Г. Направления повышения эффективности подготовки педагогов образовательных организаций к реализации проектной деятельности в образовательном процессе / Т. В. Уткина, Е. Г. Коликова //
  3. Научное обеспечение систем повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал – 2016. – 4 (29). – С. 96-101

Научные статьи и материалы конференций, размещенные на портале elibrary.ru

  1. Уткина Т.В. К вопросу о подготовке педагогических кадров с акцентуацией на экологическое образование в условиях введения федерльного государственного стандарта. Ежегодный научный журнал «Экологический ежегодник» – 2014. - № 7.- С. 56-60
  2. Уткина Т.В., Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. К вопросу о методике изучения биологического разнообразия в средней школе /Уткина Т.В., Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. // Инновационная наука : международный научный журнал – 2016. – № 3-2. – С. 203-208.
  3. Уткина Т.В. Проблемный метод обучения в условиях реализации информационно-коммуникационных технологий на основе интеграции физики и биологии / Т.В. Уткина // Символ науки – 2016. № 4-2. С. 195-200.
  4. Уткина Т.В. Методические приемы достижения метапредметных результатов на основе интеграции физики и биологии / Т.В. Уткина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук –  2016. № 5-4. С. 89-93.
  5. Уткина Т.В. Интеграция биологии и физики, как условие повышения качества естественнонаучного образования / Уткина Т.В. / Символ науки – 2016. № 5-2 (17). С. 206-210.
  6. Уткина Т.В. Развитие профессиональных интересов учащихся в условиях естественно-научного образования /Уткина Т.В. // Инновационная наука : международный научный журнал – 2016. – № 6-2. – С. 263-267.

Научные статьи и материалы конференций

  1. Уткина, Т. В. Понятие «энергия» как фундаментальное естественнонаучное понятие / Т. В. Уткина // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. 14–15 мая 2007. – Ч. 1. – Челябинск : ГОУ ВПО «ЧГПУ» ; Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. – С. 97–100.
  2. Методологические основы формирования целостности содержания физического и биологического образования // Сборник научных трудов (ЧГПУ) ; под редакцией Аменда. – Челябинск, 2011.
  3. Уткина, Т. В. Основные аспекты формирования понятия «энергия» в рамках естественнонаучного образования учащихся / Т. В. Уткина // Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 11 / сост. и науч. ред. Р. Ш. Маликов. – Казань : Изд-во Татар. гуманитарно-пед. ун-та, 2008. – С. 109–112.
  4. Уткина, Т. В. Совершенствование профессионального мастерства учителя естественнонаучных дисциплин по реализации межпредметного взаимодействия / Т. В. Уткина // Тенденции дополнительного профессионально-педагогиче­ского образования в контексте современной образовательной политики : материалы региональной научно-практической конференции. – Ч. 1. – Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. – С. 20–24.
  5. Уткина, Т. В. О реализации интегративных связей при формировании естественнонаучного понятия «энергия» / Т. В. Уткина // Теоретико-методоло­гические основы совершенствования естественнонаучного и технологического образования в школе и педвузе. III Всеросс. науч-практич. конф. 18–19 февраля 2008 г. – Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. – С. 79–82.
  6. Уткина, Т. В. Формирование системы естественнонаучных взглядов через соединение физики и биологии в профильной школе / Т. В. Уткина // Сборник статей по материалам регионального семинара «Школа – вуз. Непрерывное образование: проблемы и решения» / под научн. ред. Т. Б. Голубевой / Екатеринбург : Урал. гос. лесотехн. ун-т., 2009. – С. 81–85.
  7. Уткина, Т. В. Повышение уровня профессиональной подготовки учащихся старших профильных классов, через соединение физики и биологии / Т. В. Уткина // Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования : материалы межрегиональной научно-практической конференции 14 мая 2010 г. / под ред. Н. Г. Миловановой. – Тюмень : ТОГИРРО, 2010. – С. 19–22.
  8. Уткина, Т. В. Синтез физических и биологических знаний на основе понятия «энергия» при изучении открытых термодинамических систем / Т. В. Ут­кина // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов / под ред. О. Р. Шеффер : материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. 17–18 мая 2010 г. – Ч. 1. – Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. – С. 260–264.
  9. Уткина, Т. В. Актуальность интеграции физики и биологии в условиях профильного обучения / Т. В. Уткина // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования / Т. В. Уткина // Межвузовский сборник научных трудов / под ред. М. Д. Даммер, О. Р. Шеффер. – Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. – С. 124–129.
  10. Уткина, Т. В. Формирование культурологических ценностей посредством реализации естественнонаучного образования в профильной школе / Т. В. Уткина // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики : материалы II межрегиональной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 3. – Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. – С. 120–127.
  11. Уткина, Т. В. Синтезированные формы учебных занятий, соединяющие физику и биологию при изучении открытых термодинамических систем / Т. В. Уткина // Усовские чтения. Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов : материалы XVIII междунар. науч.-практ. конф. 14–15 апреля 2011 г. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. О. Р. Шефер. – Челябинск : «Край Ра», 2011. – С. 97–101.
  12. Уткина, Т. В. Отражение целостности физических и биологических знаний при изучении открытых термодинамических систем / Т. В. Уткина // Материалы VIII междунар. науч.-практич. конф. «Ключевые вопросы современной науки». Педагогические науки. – Том 16. – София : «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2012. – С. 22–25.
  13. Уткина, Т. В. Модель методики синтеза физических и биологических знаний на основе понятия «энергия» при изучении открытых термодинамических систем. / Т. В. Уткина // Усовские чтения. Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов : материалы XVIII междунар. науч.-практ. конф. 12–13 апреля 2012 г. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. О. Р. Шефер. – Челябинск : «Край Ра», 2012. – С. 197–201.
  14. Уткина, Т. В. Проблемный метод обучения в условиях реализации ИКТ на основе интеграции физики и биологии / Т. В. Уткина // Сборник материалов регионального научно-практического семинара 30 марта 2013 г. ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики», г. Челябинск. – Челябинск : Полиграф-мастер, 2013. – С. 154–161.

Детальное описание: 

Заведующий кафедрой, доцент, к.п.н.

Преподаваемые дисциплины

  • дисциплины, отражающие содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности учителя биологии;
  • дисциплины, отражающие содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности в рамках разделов/модулей «Современные нормативно-правовые основы образования»;
  • профессиональная переподготовка по программе «Теория и методика преподавания естествознания» по учебным дисциплинам: «Методика преподавания естествознания», «Биология и экология», «Концепция современного естествознания»;
  • профессиональная переподготовка по программе «Теория и методика преподавания математики» по учебным дисциплинам: «Методика обучения математике»;
  • профессиональная переподготовка по программе «Теория и методика преподавания технологии» по учебным дисциплинам: «Нормативно-правовые основы педагогической деятельности», «Методика обучения технологии»

Наименование направления подготовки и (или) специальности

  • биология-химия с присвоением квалификация и звание учителя средней школы.
  • окончила Челябинский ордена Знак Почета государственный пединститут, факультет естественно-географический, 1992 г.
  • Защищено диссертационное исследование по теме «Интеграция физики и биологии при изучении термодинамических систем в классах естественно-научного профиля», по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика), ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), 2014 г.

Профессиональная переподготовка

  • «Учитель естествознания» (ГБОУ ДПО ЧИППКРО), 2005-2007 гг;
  • «Менеджмент в образовании» (ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»), 2014 г.

Повышение квалификации

  1. Публикационная и проектная деятельность в странах Евросоюза: от теории к практике (стажировка, Пражский институт повышения квалификации, Чехия, Прага, 2016г)
  2. Распространение моделей государственно-общественного управления образованием (стажировка, Учебный центр EDUCLUSTER FINLAND Хельсинки, Финляндия, 2015г.)
  3. Реализация требований ФГОС к результатам обучения биологии (ГОУ ДПО АПКППРО (Москва, 2014 г.);
  4. Содержание и методика преподавания биологии в основной и старшей школе (ФГАОУ ДПО АПКППРО (г. Москва, 2009, 2013 гг);
  5. Актуальные вопросы биологического образования в условиях перехода на ФГОС (ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, 2012 г.);
  6. Проблемы методики обучения биологии в условиях перехода на ФГОС ООО (ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск, 2011 г.);
  7. Стажировка в рамках Международной программы «American Councils For International Education» (США), 2011 г.;
  8. Преподавание биологии в условиях реформирования российского образования (ГОУ ДПО «Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (г. Владивосток, 2010 г.);
  9. Русский язык как государственный» (ЧИППКРО, 2013 г)
  10. Активные методы обучения слушателей в системе дополнительного профессионального образования» (ЧИППКРО, 2014 г.)
  11. Технологии разработки основных образовательных программ с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей (ЧИППКРО, 2014 г.)
  12. Современные аспекты использования информационно — коммуникационных технологий в образовательном процессе» (ЧИППКРО, 2014 г.)

Общий стаж работы: 25 лет

Стаж работы по специальности (ГБОУ ДПО ЧИППКРО): 10 лет

Профессионально-педагогические результаты

  • Почетная грамота Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (2015 г.)
  • Благодарность Министерства образования и науки Челябинской области (2014 г);
  • Почетная грамота Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (2014 г.);
  • Благодарность Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (2014 г.);
  • Грамота Министерства образования и науки Челябинской области (2006, 2013 гг);
  • Грант губернатора «Лучший учитель Челябинской области» (2006 г);
  • Почетная грамота городского Законодательного собрания «За вклад в развитие города Златоуста» (2005 г.);
  • Благодарственные письма Главы города Златоуста (2004 г, 2005 г, 2006 г, 2007 г, 2008 г)
  • Диплом победителя Международного профессионального конкурса преподавателей вузов «Учебно-методический комплекс дисциплины – 2017» в номинации «Элемент УМКД: Рабочая программа, теоретические и практические материалы»
  • Диплом победителя Международного профессионального конкурса преподавателей вузов «Учебно-методический комплекс дисциплины – 2017» в номинации «Элемент УМКД: Активные и интерактивные формы проведения занятий»
  • Диплом участника 29 Московской Международной  книжной выставки-ярмарки, г. Москва, 2016г.
  • Внесение в информационную базу энциклопедии «ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ» (FAMOUS SCIENTISTS)

Направления работы

  • разработка образовательных программ повышения квалификации и программ дополнительной профессиональной переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений;
  • организация стажировок, курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений Челябинской области;
  • реализация научно-прикладных проектов с образовательными организациями области;
  • руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами;
  • организация семинаров, конференций, модульных курсов;
  • организация учебно-тренировочных сборов команды Челябинской области для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии;
  • написание инструктивно-методических писем и аналитических материалов;
  • написание статей и докладов, чтение лекций, оценка проделанной работы, проведение научного исследования.

Реализация совместных с образовательными организациями научно-прикладных проектов

  • «Формирование когнитивных элементов культуры личности при изучении вопросов экологии в рамках создания единого образовательного пространства» (МБОУДОД «Детский эколого-биологический центр » г.Озерска);
  • «Интеграция предметов естественно-математических и технологических дисциплин как фактор развития инновационного мышления учащихся» (МОУ Полетаевская СОШ Сосновского муниципального района);
  • «Модель непрерывного профессионального образования педагогов как средство реализации проекта развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП» (МОУ «Каслинская СОШ № 27» Каслинского муниципального района)
  • «Педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников в профильном обучении на основе сетевого взаимодействия» (МБОУ «СОШ № 1» г. Коркино)

Профессиональные интересы

профильное обучение, интеграция естественно-научных предметов, работа с одаренными детьми

Профессиональные достижения

  • председатель предметной комиссии единого государственного экзамена по биологии в Челябинской области с 2007 г по настоящее время;
  • председатель предметной комиссии основного государственного экзамена по биологии в Челябинской области с 2013 г;
  • председатель предметно-методической комиссии муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии с 2007 г по настоящее время;
  • член экспертной комиссии по экспертизе соответствия содержания и качества подготовке обучающихся и выпускников общеобразовательных учреждений ГОС (ФГОС) основного общего, среднего (полного) общего образования по образовательной области «Естествознание» с 2011 г по настоящее время;
  • член рабочей группы по разработке Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области (распоряжение Губернатора Челябинской области от 24 октября 2011 года №1199-р «О создании рабочей группы»);
  • член межведомственного совета по вопросам формирования экологической культуры населения Челябинской области (распоряжением Правительства Челябинской области от 30.07.2013 г. № 145-рп)

Учебные и учебно-методические пособия

  • Уткина Т.В. Особенности проектирования рабочих программ учебного предмета «Физика» с учетом предпрофильной подготовки. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций  / Т.В. Уткина. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – 48с.
  • Бегашева И.С., Уткина Т.В. Физика. Челябинская область. Методическое пособие: пособие для учителей общеобразоват. организаций (7-9 классы) / И.С. Бегашева, Т.В. Уткина. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 102с.
  • Пяткова О.Б., Уткина Т.В. Химия. Челябинская область. Методическое пособие: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О.Б. Пяткова, Т.В. Уткина. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 161 с. (лауреат профессионального конкурса производителей отечественной высокотехнологической продукции Национальный сертификат качества в номинации «Лучший информационный проект», сертификат № 1648 от 31.05.2017)
  • Уткина Т.В. Ламехов Ю.Г., Ламехова Е А. Биологическое разнообразие Челябинской области : учебно-методическое пособие / Т. В. Уткина, Ю. Г. Ламехов, Е. А. Ла-мехова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2015. – 200 с. (лауреат профессионального конкурса производителей отечественной высокотехнологической продукции Национальный сертификат качества в номинации «Лучший информационный проект», сертификат № 01609 от 30.05.2016)
  • Уткина Т. В., Низдиминова Е.А. Достижение метапредметных результатов через учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся : учебное пособие / Т. В. Уткина, Е.А. Низдиминова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 192 с.
  • Уткина Т.В. Экологическое образование в условиях полевого экологического практикума: учебно-методическое пособие / Т.В. Уткина. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 72 с.
  • Уткина Т.В, Клишина О.Н. Экология : сборник задач и упражнений / Т. В. Уткина, О. Н. Клишина. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 132 с.
  • Уткина Т.В., Старченко С.А. Термодинамика биологических систем. Сборник задач и упражнений : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. В. Уткина, С. А. Старченко. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 52 с.
  • Старченко С.А., Уткина Т.В. Термодинамические основы биологических систем: учебное пособие / С.А. Старченко, Т.В. Уткина. – Челябинск, 2011. – 112 с.

Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в реестр ВАК МОиН РФ

  1. Уткина, Т. В. Подходы и методы, направленные на достижение цели экологического образования / Т. В. Уткина // Биология в школе. – 2017. – № 9. – С. 32–38
  2. Уткина, Т. В. Учебный модуль, как инструмент повышения качества естественнонаучного образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта / Т. В. Уткина // Биология в школе. – 2013. – № 10. – С. 24–31.
  3. Уткина, Т. В. Конструирование учебного занятия по теме «Способы переноса тепловой энергии в организме» / Т. В. Уткина // Физика в школе. – 2012. – № 5. – С. 30–35.
  4. Уткина, Т. В. Формирование целостности содержания естественнонаучного образования при профильном обучении / Т. В. Уткина // Биология в школе. – 2012. – № 7. – С. 24–31.
  5. Уткина, Т. В. В Челябинской области обсудили проблемы биологического образования / Т. В. Уткина // Биология в школе. – 2012. – № 6. – С. 79-80.
  6. Уткина, Т. В. Каким быть биологическому образованию XXI века? Попытка понять и объединить / Т. В. Уткина // Биология в школе. – 2011. – № 9. – С. 47-48.
  7. Уткина, Т. В. Лабораторный практикум в классах химико-биологического профиля / Т. В. Уткина // Биология в школе. – 2010. – № 3. – С. 26-29.
  8. Уткина, Т. В. Биофизические задачи на уроках биологии / Т. В. Уткина, В. С. Елагина // Биология в школе. – 2009. – № 3. – С. 26–30. (Авторский вклад 80%).
  9. Уткина, Т. В. Роль межпредметных связей в формировании понятия «энергия» / Т. В. Уткина // Биология в школе. – 2007. – № 8. – С. 24–27.

Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в РИНЦ

  1. Уткина, Т. В. Повышение уровня подготовки учащихся старших профильных классах через интеграцию физики и биологии / Т. В. Уткина // Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей «Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты» Том. Выпуск 6. Центр социально-экономических исследований. Г. Пермь – 2016 – С. 61-64
  2. Уткина Т.В., Коликова Е.Г. Направления повышения эффективности подготовки педагогов образовательных организаций к реализации проектной деятельности в образовательном процессе / Т. В. Уткина, Е. Г. Коликова //
  3. Научное обеспечение систем повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал – 2016. – 4 (29). – С. 96-101

Научные статьи и материалы конференций, размещенные на портале elibrary.ru

  1. Уткина Т.В. К вопросу о подготовке педагогических кадров с акцентуацией на экологическое образование в условиях введения федерльного государственного стандарта. Ежегодный научный журнал «Экологический ежегодник» – 2014. - № 7.- С. 56-60
  2. Уткина Т.В., Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. К вопросу о методике изучения биологического разнообразия в средней школе /Уткина Т.В., Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. // Инновационная наука : международный научный журнал – 2016. – № 3-2. – С. 203-208.
  3. Уткина Т.В. Проблемный метод обучения в условиях реализации информационно-коммуникационных технологий на основе интеграции физики и биологии / Т.В. Уткина // Символ науки – 2016. № 4-2. С. 195-200.
  4. Уткина Т.В. Методические приемы достижения метапредметных результатов на основе интеграции физики и биологии / Т.В. Уткина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук –  2016. № 5-4. С. 89-93.
  5. Уткина Т.В. Интеграция биологии и физики, как условие повышения качества естественнонаучного образования / Уткина Т.В. / Символ науки – 2016. № 5-2 (17). С. 206-210.
  6. Уткина Т.В. Развитие профессиональных интересов учащихся в условиях естественно-научного образования /Уткина Т.В. // Инновационная наука : международный научный журнал – 2016. – № 6-2. – С. 263-267.

Научные статьи и материалы конференций

  1. Уткина, Т. В. Понятие «энергия» как фундаментальное естественнонаучное понятие / Т. В. Уткина // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. 14–15 мая 2007. – Ч. 1. – Челябинск : ГОУ ВПО «ЧГПУ» ; Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. – С. 97–100.
  2. Методологические основы формирования целостности содержания физического и биологического образования // Сборник научных трудов (ЧГПУ) ; под редакцией Аменда. – Челябинск, 2011.
  3. Уткина, Т. В. Основные аспекты формирования понятия «энергия» в рамках естественнонаучного образования учащихся / Т. В. Уткина // Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 11 / сост. и науч. ред. Р. Ш. Маликов. – Казань : Изд-во Татар. гуманитарно-пед. ун-та, 2008. – С. 109–112.
  4. Уткина, Т. В. Совершенствование профессионального мастерства учителя естественнонаучных дисциплин по реализации межпредметного взаимодействия / Т. В. Уткина // Тенденции дополнительного профессионально-педагогиче­ского образования в контексте современной образовательной политики : материалы региональной научно-практической конференции. – Ч. 1. – Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. – С. 20–24.
  5. Уткина, Т. В. О реализации интегративных связей при формировании естественнонаучного понятия «энергия» / Т. В. Уткина // Теоретико-методоло­гические основы совершенствования естественнонаучного и технологического образования в школе и педвузе. III Всеросс. науч-практич. конф. 18–19 февраля 2008 г. – Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. – С. 79–82.
  6. Уткина, Т. В. Формирование системы естественнонаучных взглядов через соединение физики и биологии в профильной школе / Т. В. Уткина // Сборник статей по материалам регионального семинара «Школа – вуз. Непрерывное образование: проблемы и решения» / под научн. ред. Т. Б. Голубевой / Екатеринбург : Урал. гос. лесотехн. ун-т., 2009. – С. 81–85.
  7. Уткина, Т. В. Повышение уровня профессиональной подготовки учащихся старших профильных классов, через соединение физики и биологии / Т. В. Уткина // Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования : материалы межрегиональной научно-практической конференции 14 мая 2010 г. / под ред. Н. Г. Миловановой. – Тюмень : ТОГИРРО, 2010. – С. 19–22.
  8. Уткина, Т. В. Синтез физических и биологических знаний на основе понятия «энергия» при изучении открытых термодинамических систем / Т. В. Ут­кина // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов / под ред. О. Р. Шеффер : материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. 17–18 мая 2010 г. – Ч. 1. – Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. – С. 260–264.
  9. Уткина, Т. В. Актуальность интеграции физики и биологии в условиях профильного обучения / Т. В. Уткина // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования / Т. В. Уткина // Межвузовский сборник научных трудов / под ред. М. Д. Даммер, О. Р. Шеффер. – Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. – С. 124–129.
  10. Уткина, Т. В. Формирование культурологических ценностей посредством реализации естественнонаучного образования в профильной школе / Т. В. Уткина // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики : материалы II межрегиональной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 3. – Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. – С. 120–127.
  11. Уткина, Т. В. Синтезированные формы учебных занятий, соединяющие физику и биологию при изучении открытых термодинамических систем / Т. В. Уткина // Усовские чтения. Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов : материалы XVIII междунар. науч.-практ. конф. 14–15 апреля 2011 г. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. О. Р. Шефер. – Челябинск : «Край Ра», 2011. – С. 97–101.
  12. Уткина, Т. В. Отражение целостности физических и биологических знаний при изучении открытых термодинамических систем / Т. В. Уткина // Материалы VIII междунар. науч.-практич. конф. «Ключевые вопросы современной науки». Педагогические науки. – Том 16. – София : «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2012. – С. 22–25.
  13. Уткина, Т. В. Модель методики синтеза физических и биологических знаний на основе понятия «энергия» при изучении открытых термодинамических систем. / Т. В. Уткина // Усовские чтения. Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов : материалы XVIII междунар. науч.-практ. конф. 12–13 апреля 2012 г. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. О. Р. Шефер. – Челябинск : «Край Ра», 2012. – С. 197–201.
  14. Уткина, Т. В. Проблемный метод обучения в условиях реализации ИКТ на основе интеграции физики и биологии / Т. В. Уткина // Сборник материалов регионального научно-практического семинара 30 марта 2013 г. ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики», г. Челябинск. – Челябинск : Полиграф-мастер, 2013. – С. 154–161.

Детальная картинка: