В 2016 году в Челябинской области была утверждена Концепция «Образовательный технопарк «ТЕМП» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01/2608 от 17 августа 2016 г.) (далее – Концепция).
В Концепции «Образовательный технопарк» рассматривается в качестве организационно-технологической структуры, представляющей собой объединение юридических и физических лиц, обладающих возможностью влиять на интеграцию нормативно-правовых, кадровых, инновационных, информационно-коммуникационных, образовательно-технологических ресурсов в системе «образование – наука – промышленное и бизнес-сообщество региона» и заинтересованных осуществлять в системе образования региона поиск, выращивание и поддержку инновационных идей и технологических решений, а также их продвижение до реального промышленного производства.
Обеспечивая реализацию региональной концепции «Образовательный технопарк «ТЕМП», в 2016 году государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» выступает с инициативой сопровождения территорий, потенциально готовых к созданию образовательных технопарков. В качестве формы сопровождения выбирается разработка научно-прикладного проекта по теме «Создание образовательного технопарка «ТЕМП» в муниципальном образовании» (Решение Ученого совета № 9/7 от 26.10.2016 г. и приказом ГБУ ДПО ЧИППКРО № 853 от 01 ноября 2016 г.). С этой целью были заключены соглашения о сотрудничестве с инициаторами создания образовательных технопарков в муниципальных образованиях.
Научно-прикладной проект «Создание образовательного технопарка «ТЕМП» в муниципальном образовании» реализовывался в период с 2016 по 2020 г.г.
К результатам реализации научно-прикладного проекта «Создание образовательного технопарка «ТЕМП» в муниципальном образовании» можно отнести:
1. Адаптацию муниципального образовательного пространства под современные вызовы: обновление содержания образования как общего, так и дополнительного; развертывание современного инфраструктурного обеспечения образовательного процесса и обеспечение роста профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.
2. Разработка новых образовательных программ для обучающихся общеобразовательных организаций:
- развертывание сети дополнительных общеобразовательных программ технической и естественно-научной направленностей, разрабатываемых в логике национальной технологической инициативы (далее НТИ)
- разработка и реализация курсов по выбору (элективных и факультативных курсов) по образовательным программам основного общего и/или среднего общего образования предусматривающих предпрофессиональную подготовку.
4. Участие в инновационной, в том числе грантовой деятельности, когда организации получали под реализацию конкретных образовательных инициатив Грант Президента РФ, становились Федеральными инновационными площадками.
Концептуальные основы реализации научно-прикладного проекта и опыт образовательных технопарков опубликован в сборниках и статье ГБУ ДПО ЧИППКРО:
- Образовательный технопарк «ТЕМП»: концепция и модели воплощения / под ред. В. Н. Кеспикова. – Челябинск:ЧИППКРО, 2016. – 104 с.
Ссылка: https://ipk74.ru/showcase/obrazovatelnyj-tehnopark-temp-koncepciya-i-modeli-voploshheniya-2016/
- Научно-методическое сопровождение муниципальных моделей образовательного технопарка «ТЕМП»: сборник эффективного управленческого и педагогического опыта научно-прикладных проектов . В 3 ч. Ч. 1 / Челябинск / под ред. М.И. Солодковой, Н. В. Каменковой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – 96 с.
- Научно-методическое сопровождение муниципальных моделей образовательного технопарка «ТЕМП»: сборник эффективного управленческого и педагогического опыта научно-прикладных проектов. В 3 ч. Ч. 2 / под ред. М. И. Солодковой, Н.В. Каменковой. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 160 с.
- Научно-методическое сопровождение муниципальных моделей образовательного технопарка «ТЕМП»: сборник эффективного управленческого и педагогического опыта научно-прикладных проектов. В 3 ч. Ч. 3 / под ред. М. И. Солодковой, Н.В. Каменковой. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 80 с.
- Кисляков, А.В. Образовательный технопарк как эффективная практика организации дополнительного образования детей в Челябинской области / А.В. Кисляков А.В., Ребикова Ю.В., Кинева Е.Л., Лямцева Е.В. // Вопросы педагогики. – 2020. – № 3-2. – С. 112-116.
Ссылка на статью
https://ipk74.ru/upload/iblock/1ee/1ee8806236a8474d0a3374fb1d2fe682.pdf
Образовательными технопарками разработаны модели образовательных технопарков:
- Модель образовательного технопарка «Вектор» Златоустовского городского округа.
- Модель образовательного технопарка «Вектор будущего» Карабашского городского округа.
- Модель образовательного технопарка «FabLab» муниципального образовательного учреждение дополнительного
образования «Центр детского (юношеского) технического творчества Кыштымского городского округа. - Модель образовательного технопарка «РОСТ: развитие, образование, сотрудничество,
технологии», реализуемого на территории Ашинского муниципального района. - Модель образовательного технопарка «СТУПЕНИ» Саткинского муниципального района.
- Модель образовательного технопарка «Синергия», реализуемого на территории Чебаркульского муниципального района.
1. Модели образовательных технопарков – 6
2. Статьи участников Научно-прикладной проект «Создание образовательного технопарка «ТЕМП» в муниципальном образовании»:
2.1.
- Грачева Ю.В. «Модель образовательного технопарка "РОСТ", доступное дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья» // Вопросы педагогики. – 2020. – № 5-2. С. 92-99.
https://elibrary.ru/download/elibrary_42921222_41231057.pdf
- Идрисова О.А. «Образовательный технопарк "Вектор": модель сетевого взаимодействия для организации профориентационной деятельности для школьников» // Вопросы педагогики. – 2020. – № 5-2. С. 169-172. https://elibrary.ru/download/elibrary_42921242_16974618.pdf
- Романова Л.В., Полянская С.В., Пензина Н.А. «Модель образовательного технопарка "Вектор будущего": инновационная образовательная площадка Карабашского городского округа» // Вопросы педагогики. – 2020. – № 5-2. С. 318-324
https://elibrary.ru/download/elibrary_42921281_75306527.pdf
- Тарасова И.Б., Титченко О.Ф. «Модель образовательного технопарка "Fablab" как условие обновления содержания дополнительного образования» // Вопросы педагогики. – 2020. – № 5-2. С. 383-386
https://elibrary.ru/download/elibrary_42921301_27654702.pdf
- Араптанова О.В. «Функционирование модели образовательного технопарка "Ступени" как формализованной инновационной образовательной площадки Саткинского муниципального района» // Вопросы педагогики. – 2020. – № 5-1. С. 25-31
https://elibrary.ru/download/elibrary_42852305_83514687.pdf
- Байгузина О.В. «Управление изменениями в рамках образовательного технопарка на уровне муниципального образовательного учреждения "Долгодеревенская средняя общеобразовательная школа" Сосновского муниципального района» // Вопросы педагогики. – 2020. –№ 6-2. С. 27-31
https://elibrary.ru/download/elibrary_43061003_99990060.pdf
- Фокина О.В., Водичко А.А. «Естественнонаучный образовательный технопарк "Синергия" как один из путей успешности ребенка» // Вопросы педагогики. – 2020. – № 6-1. С. 323-327
https://elibrary.ru/download/elibrary_42985911_27881295.pdf
2.2.
- М. П. Буручёва. «Система работы по самоопределению обучающихся в образовательной организации» // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований : материалы II Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20–21 октября 2020 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППК. С. 107
- Л. В. Романова, С. В. Полянская, Н. А. Пензина. «Возможности профориентационной работы образовательного технопарка в профессиональном воспитании детей» // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований: материалы II Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20–21 октября 2020 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППК. С.342
- И. Б. Тарасова, О. Ф. Титченко. «Воспитательный потенциал образовательного технопарка» // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований: материалы II Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20–21 октября 2020 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППК. С. 386
- Араптанова О. В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и школьников Саткинского муниципального района на примере включения в ДОП средств медиапедагогики» // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований: материалы II Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20–21 октября 2020 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППК. С. 58
https://ipk74.ru/upload/documents/pres/2020-10-23-konf-mat-konf.pdf