Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог»

10 августа 2023

Обновление содержания и форм основного общего образования

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «13» марта 2023 г. № 136н утвержден Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог», вступающий в силу с 01 сентября 2023 года (https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2617).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «13» марта 2023 г. № 136н утвержден Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог», вступающий в силу с 01 сентября 2023 года (https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2617).

Основным видом профессиональной деятельности педагога-дефектолога обозначена педагогическая деятельность по обучению и воспитанию на основе адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основная цель вида профессиональной деятельности: организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, обеспечивающей овладение содержанием адаптированной образовательной программы, развитие и формирование личности обучающихся в соответствии с их особыми образовательными потребностями и возможностями психофизического развития; осуществление коррекции, компенсации и профилактики нарушений развития у обучающихся, психолого-педагогической поддержки их родителей (законных представителей).

Обобщенными трудовыми функциями, связывающими между собой трудовые функции конкретного педагогического процесса, обозначены функции коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений.

Трудовые функции направлены на решение задач организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  предполагая, с одной стороны, выполнение системы трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции (как педагогической деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ), а с другой стороны  – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача (как педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса), а именно:

  1. организация специальных условий образовательной среды и деятельности обучающихся  с особыми образовательными потребностями по освоению содержания образования на разных уровнях образования;
  2. педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с разными видами нарушений развития, профилактики и коррекции нарушений развития;
  3. психолого-педагогическая помощь обучающимся с разными видами нарушений развития в их социальной адаптации и реабилитации.

В рамках курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по обеспечению выполнения педагогом-дефектологом  трудовых функций, регламентированных Профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог», планируется обучение по программам:

  1. Педагогическая деятельность в сфере специального (дефектологического) образования (программа профессиональной переподготовки);
  2. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся в инклюзивной образовательной организации (программа повышения квалификации);
  3. Проектная деятельность обучающихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного образования (программа повышения квалификации);
  4. Научно-методическое и ресурсное обеспечение основного общего образования, охраны и укрепления здоровья детей в связи с задержкой их психического развития (программа повышения квалификации);
  5. Теория и методика формирования основ предметных знаний и умений в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (программа повышения квалификации);
  6. Теория и методика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обращаем внимание, что примерные адаптированные основные образовательные  программы основного образования обучающихся, рабочие программы курсов внеурочной деятельности, разработанные в соответствии с обновленными ФГОС основного образования, размещены на сайте fgosreestr.ru.

Методические видеоуроки для педагогов, разработанные в рамках проекта «Обновление содержания общего образования» в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования размещены на сайте Института стратегий развития образования https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm. При обновлении адаптированных образовательных программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья целесообразно опираться на программные материалы, подготовленные ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» ikp-rao.ru/frc-ovz3.

При разработке программ воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья целесообразно опираться на программные материалы, подготовленные ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» http://mpgu.su/search/?area=&sort_by=&s=%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D....

Детальное описание: 

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «13» марта 2023 г. № 136н утвержден Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог», вступающий в силу с 01 сентября 2023 года (https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2617).

Основным видом профессиональной деятельности педагога-дефектолога обозначена педагогическая деятельность по обучению и воспитанию на основе адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основная цель вида профессиональной деятельности: организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, обеспечивающей овладение содержанием адаптированной образовательной программы, развитие и формирование личности обучающихся в соответствии с их особыми образовательными потребностями и возможностями психофизического развития; осуществление коррекции, компенсации и профилактики нарушений развития у обучающихся, психолого-педагогической поддержки их родителей (законных представителей).

Обобщенными трудовыми функциями, связывающими между собой трудовые функции конкретного педагогического процесса, обозначены функции коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений.

Трудовые функции направлены на решение задач организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  предполагая, с одной стороны, выполнение системы трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции (как педагогической деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ), а с другой стороны  – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача (как педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса), а именно:

  1. организация специальных условий образовательной среды и деятельности обучающихся  с особыми образовательными потребностями по освоению содержания образования на разных уровнях образования;
  2. педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с разными видами нарушений развития, профилактики и коррекции нарушений развития;
  3. психолого-педагогическая помощь обучающимся с разными видами нарушений развития в их социальной адаптации и реабилитации.

В рамках курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по обеспечению выполнения педагогом-дефектологом  трудовых функций, регламентированных Профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог», планируется обучение по программам:

  1. Педагогическая деятельность в сфере специального (дефектологического) образования (программа профессиональной переподготовки);
  2. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся в инклюзивной образовательной организации (программа повышения квалификации);
  3. Проектная деятельность обучающихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного образования (программа повышения квалификации);
  4. Научно-методическое и ресурсное обеспечение основного общего образования, охраны и укрепления здоровья детей в связи с задержкой их психического развития (программа повышения квалификации);
  5. Теория и методика формирования основ предметных знаний и умений в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (программа повышения квалификации);
  6. Теория и методика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обращаем внимание, что примерные адаптированные основные образовательные  программы основного образования обучающихся, рабочие программы курсов внеурочной деятельности, разработанные в соответствии с обновленными ФГОС основного образования, размещены на сайте fgosreestr.ru.

Методические видеоуроки для педагогов, разработанные в рамках проекта «Обновление содержания общего образования» в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования размещены на сайте Института стратегий развития образования https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm. При обновлении адаптированных образовательных программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья целесообразно опираться на программные материалы, подготовленные ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» ikp-rao.ru/frc-ovz3.

При разработке программ воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья целесообразно опираться на программные материалы, подготовленные ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» http://mpgu.su/search/?area=&sort_by=&s=%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D....

Детальная картинка: