Развитие связной речи детей посредством содержания сказок народов, проживающих на Южном Урале

Материалы, используемые в воспитательной деятельности

Автор: Шестакова И.А., МБДОУ №43 г.Озерска Челябинской области

Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи у детей с потребностью в развитии речи через ознакомление со сказками народов проживающих на Южном Урале», предполагает заложить начала патриотизма и духовной культуры посредством развития речевых навыков и введения ребенка в мир народной культуры больших этнических групп, проживающих на Южном Урале: русских, башкир и других.

Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине, на наш взгляд, является накопление ими социального опыта взаимоотношений разных уральских народов, усвоение общепринятых норм поведения в многонациональном обществе, приобщение его к многообразию этнокультуры Урала.

Автор: Шестакова И.А., МБДОУ №43 г.Озерска Челябинской области

Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи у детей с потребностью в развитии речи через ознакомление со сказками народов проживающих на Южном Урале», предполагает заложить начала патриотизма и духовной культуры посредством развития речевых навыков и введения ребенка в мир народной культуры больших этнических групп, проживающих на Южном Урале: русских, башкир и других.

Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине, на наш взгляд, является накопление ими социального опыта взаимоотношений разных уральских народов, усвоение общепринятых норм поведения в многонациональном обществе, приобщение его к многообразию этнокультуры Урала.

Суть этнокультурного образования, по мнению Бабуновой Е.С., выражается в овладении  личностью этнокультурным опытом (наследием), наличием эмоционально-ценностного отношения к данному опыту и в способности личности пользоваться усвоенным опытом в своей жизнедеятельности.

Знакомство человека со сказкой должно начинаться с первых лет его жизни. И то­гда же, в детстве родители прививают любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н.Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум непроизвольно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборота­ми и художественно верными природе описаниями».

Для ознакомления дошкольников с народной сказкой оказалось целесообразным использовать методическое пособие О.А.. Новиковской «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». Содержание комплексных занятий основано на материале сказок, рекомендованных «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», «Смоляной бычок», «Гуси-лебеди». По каждой сказке составлены пять занятий: слушаем, рассказываем, показываем, читаем и рисуем сказку. Занятия сопровождаются иллюстрациями и образцами пособий.

Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмич­ность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые при­влекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побужда­ет юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква»), короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за реп­ку»). Животные -герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок.

Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность народной речи, проникается ее поэзией. Слушая народные сказ­ки, маленький человек не только постигает правила языка, но и постепенно приоб­щается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о предметах и жи­вотных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душев­ных сил.

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной от­зывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помо­щью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами доб­ра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.

В народных сказках добро неизменно побеждает зло, но путь к этой по­беде долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. На таких примерах воспитыва­ются важные человеческие качества: оптимизм, вера в свои силы, на­стойчивость в достижении поставленной цели. Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. Педагогам знают, что дети вырастая, начинают сомне­ваться в существовании вполне реальных, но необычных вещей, в силу неправильного вос­питания, если они лишены возможности фантазировать.

Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще и лечит. Детские психологи утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками, так же как проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных – способствует решению спорных вопросов, которые порой видятся детям в жизни неразрешимыми.

Обыгрывая люби­мые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и приобретет новые для него навыки произвольных действий для успешной подго­товки к обучению в школе. Так, морально-этические проблемы в  произведениях народного творчества всегда стоят на переднем плане. Народные  сказки пробуждают в ребен­ке добрые чувства, уберегая его от черствости и эгоизма. От малыша часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление собы­тий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребенок дол­жен подумать и найти выход из сложившейся ситуации, а также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.

Завершающий этап формирования связной речи у дошкольников составляет формирование умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизирован­ной сцене. Проводя совместные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность разви­ваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши с ОВЗ обучаются регулировать силу и высоту своего голоса, развивают ре­чевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Важнейшая задача в работе с детьми среднего дошкольного возраста в речевом развитии – воспи­тание правильного звукопроизношения, поэтому в игровых заданиях используют динамические артикуляционные упражнения. Их выполнение способствует формированию точности и скоординированности движений губ и языка, переключаемости с одного артикуляционного уклада на другой. С этой же целью проводятся задания психогимнастики и разнообразные мимические упражнения.

В занятиях предлагается много игровых заданий, направленных на расшире­ние представлений детей об окружающем мире. Параллельно с новыми знания­ми о предметах и явлениях идет накопление, расширение и активизация словарного запаса дошкольников. Вы­полняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложении по падежу, роду и числу, а также образовывать новые слова, тренируются по образцу взрослого составлять сложные предложения.

Особое внимание на занятиях уделяется подготовке руки дошкольника с ограниченными возможностями здоровья к постепенному овладению правильным захватом карандаша и навыками письма. Сначала конструируя из счетных палочек, с детьми отрабатывают правильный трехпальцевый захват предметов. Затем под контролем взрослого, переходят к рисованию по клеткам, с дальнейшим раскрашиванием получившегося контурного рисун­ка.

Перерисовывая изображение из счетных палочек, ребенок должен каждый раз сосчитать количество палочек, положенных в том или ином направлении, и соотнести их с клеточками на листе бумаги. Это помогает закрепить навыки счета и помо­гает малышу научиться ориентироваться не только в пространстве, но и на плос­кости листа. В ходе изобразительной деятельности важно обучать детей не только рисованию и раскрашиванию, но и закреплять в речи называния разные геометрических фигур, упражнять в умении соотносить, сравнивать их между собой по форме, цвету и величине, в оречевлении сенсорных свойств предметов.

Для того чтобы научить ребенка читать, необходимо сформировать произвольность процессов внимания и памяти. Включение в «сказочные» занятия разнообразных дидакти­ческих игр «Что лишнее», «Продолжи ряд», «Запомни и повтори», «Волшебный барабанчик» способствует развитию психических процессов у 4-5 летних дошкольников.

Первоначально у детей необходимо сформировать слуховое внимание, только после этого можно приступать к развитию фо­нематического слуха, то есть умению различать на слух звуки речи. Детей 4-5 лет уже можно научить определять первый и последний звук в слове, выявлять наличие в слове того или иного звука и его положение (в начале, в конце или в середине слова). Когда ребёнок научится безошибочно различать речевые звуки, приступают к следующему этапу – знакомство с буквами. Важно сформировать у детей понимание, что звуки – это то, что мы слы­шим и говорим; а буквы, являющиеся символами звуков, мы видим и пишем. В процессе занятий, обязательно проводимых в форме игры, у дошкольников постепенно формируются прочные связи между зрительным символом, буквой, и соответ­ствующим звуком. Подготовка к обучению чтению основана на формировании у детей навыков восприятия ритмической основы слова: умение делить его на отдель­ные слоги, сравнивать разные слова по количеству слогов. Для этого используют игровые упражнения с «волшебным» барабанчиком.

Таким образом, дошкольников 4-5 лет знакомят с народной сказкой, используют с этой целью разнообраз­ные дидактические игры и на их основе в дальнейшем проводят инсценировку сказочного сюжета. Выстраивание в такой последовательности содержания работы способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психи­ческих функций и творческих способностей маленького рассказчика, художни­ка, артиста и будущего школьника.

Литература

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  2. Смирнова И. А. Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
  3. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4–5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2014
  4. Новиковская О. А.   Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет.— СПб.: Паритет, 2011

Детальное описание: 

Автор: Шестакова И.А., МБДОУ №43 г.Озерска Челябинской области

Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи у детей с потребностью в развитии речи через ознакомление со сказками народов проживающих на Южном Урале», предполагает заложить начала патриотизма и духовной культуры посредством развития речевых навыков и введения ребенка в мир народной культуры больших этнических групп, проживающих на Южном Урале: русских, башкир и других.

Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине, на наш взгляд, является накопление ими социального опыта взаимоотношений разных уральских народов, усвоение общепринятых норм поведения в многонациональном обществе, приобщение его к многообразию этнокультуры Урала.

Суть этнокультурного образования, по мнению Бабуновой Е.С., выражается в овладении  личностью этнокультурным опытом (наследием), наличием эмоционально-ценностного отношения к данному опыту и в способности личности пользоваться усвоенным опытом в своей жизнедеятельности.

Знакомство человека со сказкой должно начинаться с первых лет его жизни. И то­гда же, в детстве родители прививают любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н.Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум непроизвольно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборота­ми и художественно верными природе описаниями».

Для ознакомления дошкольников с народной сказкой оказалось целесообразным использовать методическое пособие О.А.. Новиковской «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». Содержание комплексных занятий основано на материале сказок, рекомендованных «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», «Смоляной бычок», «Гуси-лебеди». По каждой сказке составлены пять занятий: слушаем, рассказываем, показываем, читаем и рисуем сказку. Занятия сопровождаются иллюстрациями и образцами пособий.

Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмич­ность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые при­влекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побужда­ет юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква»), короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за реп­ку»). Животные -герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок.

Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность народной речи, проникается ее поэзией. Слушая народные сказ­ки, маленький человек не только постигает правила языка, но и постепенно приоб­щается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о предметах и жи­вотных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душев­ных сил.

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной от­зывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помо­щью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами доб­ра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.

В народных сказках добро неизменно побеждает зло, но путь к этой по­беде долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. На таких примерах воспитыва­ются важные человеческие качества: оптимизм, вера в свои силы, на­стойчивость в достижении поставленной цели. Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. Педагогам знают, что дети вырастая, начинают сомне­ваться в существовании вполне реальных, но необычных вещей, в силу неправильного вос­питания, если они лишены возможности фантазировать.

Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще и лечит. Детские психологи утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками, так же как проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных – способствует решению спорных вопросов, которые порой видятся детям в жизни неразрешимыми.

Обыгрывая люби­мые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и приобретет новые для него навыки произвольных действий для успешной подго­товки к обучению в школе. Так, морально-этические проблемы в  произведениях народного творчества всегда стоят на переднем плане. Народные  сказки пробуждают в ребен­ке добрые чувства, уберегая его от черствости и эгоизма. От малыша часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление собы­тий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребенок дол­жен подумать и найти выход из сложившейся ситуации, а также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.

Завершающий этап формирования связной речи у дошкольников составляет формирование умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизирован­ной сцене. Проводя совместные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность разви­ваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши с ОВЗ обучаются регулировать силу и высоту своего голоса, развивают ре­чевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Важнейшая задача в работе с детьми среднего дошкольного возраста в речевом развитии – воспи­тание правильного звукопроизношения, поэтому в игровых заданиях используют динамические артикуляционные упражнения. Их выполнение способствует формированию точности и скоординированности движений губ и языка, переключаемости с одного артикуляционного уклада на другой. С этой же целью проводятся задания психогимнастики и разнообразные мимические упражнения.

В занятиях предлагается много игровых заданий, направленных на расшире­ние представлений детей об окружающем мире. Параллельно с новыми знания­ми о предметах и явлениях идет накопление, расширение и активизация словарного запаса дошкольников. Вы­полняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложении по падежу, роду и числу, а также образовывать новые слова, тренируются по образцу взрослого составлять сложные предложения.

Особое внимание на занятиях уделяется подготовке руки дошкольника с ограниченными возможностями здоровья к постепенному овладению правильным захватом карандаша и навыками письма. Сначала конструируя из счетных палочек, с детьми отрабатывают правильный трехпальцевый захват предметов. Затем под контролем взрослого, переходят к рисованию по клеткам, с дальнейшим раскрашиванием получившегося контурного рисун­ка.

Перерисовывая изображение из счетных палочек, ребенок должен каждый раз сосчитать количество палочек, положенных в том или ином направлении, и соотнести их с клеточками на листе бумаги. Это помогает закрепить навыки счета и помо­гает малышу научиться ориентироваться не только в пространстве, но и на плос­кости листа. В ходе изобразительной деятельности важно обучать детей не только рисованию и раскрашиванию, но и закреплять в речи называния разные геометрических фигур, упражнять в умении соотносить, сравнивать их между собой по форме, цвету и величине, в оречевлении сенсорных свойств предметов.

Для того чтобы научить ребенка читать, необходимо сформировать произвольность процессов внимания и памяти. Включение в «сказочные» занятия разнообразных дидакти­ческих игр «Что лишнее», «Продолжи ряд», «Запомни и повтори», «Волшебный барабанчик» способствует развитию психических процессов у 4-5 летних дошкольников.

Первоначально у детей необходимо сформировать слуховое внимание, только после этого можно приступать к развитию фо­нематического слуха, то есть умению различать на слух звуки речи. Детей 4-5 лет уже можно научить определять первый и последний звук в слове, выявлять наличие в слове того или иного звука и его положение (в начале, в конце или в середине слова). Когда ребёнок научится безошибочно различать речевые звуки, приступают к следующему этапу – знакомство с буквами. Важно сформировать у детей понимание, что звуки – это то, что мы слы­шим и говорим; а буквы, являющиеся символами звуков, мы видим и пишем. В процессе занятий, обязательно проводимых в форме игры, у дошкольников постепенно формируются прочные связи между зрительным символом, буквой, и соответ­ствующим звуком. Подготовка к обучению чтению основана на формировании у детей навыков восприятия ритмической основы слова: умение делить его на отдель­ные слоги, сравнивать разные слова по количеству слогов. Для этого используют игровые упражнения с «волшебным» барабанчиком.

Таким образом, дошкольников 4-5 лет знакомят с народной сказкой, используют с этой целью разнообраз­ные дидактические игры и на их основе в дальнейшем проводят инсценировку сказочного сюжета. Выстраивание в такой последовательности содержания работы способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психи­ческих функций и творческих способностей маленького рассказчика, художни­ка, артиста и будущего школьника.

Литература

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  2. Смирнова И. А. Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
  3. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4–5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2014
  4. Новиковская О. А.   Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет.— СПб.: Паритет, 2011

Детальная картинка: