Нравственное воспитание подростков в коллективной творческой деятельности

Материалы, используемые в воспитательной деятельности

Предлагаем материалы аттестационной работы, представленные Калугиной Натальей Владимировной, воспитателем МС(К)ОУ С(К)ОШ-И г.Копейска, по результатам обучения по программе «Теория и методика обучения и воспитания детей сограниченными возможностями здоровья» в феврале 2015 года.

Предлагаем материалы аттестационной работы, представленные Калугиной Натальей Владимировной, воспитателем МС(К)ОУ С(К)ОШ-И г.Копейска, по результатам обучения по программе «Теория и методика обучения и воспитания детей сограниченными возможностями здоровья» в феврале 2015 года.

Одной из задач образования является задача сопровождения и поддержки детей в осмыслении жизненных ценностей, социальных отношений. Необходимо формировать способность ребёнка быть нравственным, производить самоконтроль и самооценку совершённых поступков. Современный подход к формированию личности сегодня заключается в том, что нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

В чём же заключается процесс нравственного воспитания – это, прежде всего, проектирование способов отношений к самому себе, людям, к вещам, природе, к обществу в целом. Научить добросовестно и благородно выполнять свои обязанности перед родителями и школой, перед своим городом и Родиной. Конечно, этим воспитанием должны заниматься семья, школа, государство, а не отдельная личность. Необходимо помнить и о том, чтобы воспитать счастливую и полезную для общества личность – научить эту личность управлять своей волей и эмоциями. Для этого необходимо создать каждой личности условия для развития в соответствии с его природными наклонностями. Способность чувствовать, мыслить, хотеть – ребёнок приобретает в виде задатков и возможностей, а их развитие зависит от внешних обстоятельств, воспитания и обучения.

Подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. В подростковом возрасте актуальны потребности: в самоутверждении, дружбе, признании, общении со сверстниками. Для осуществления нравственного воспитания избраны четыре направления.

Направление первое – личностное («Не делай другим того, чего не желаешь себе») создаёт условия для творения благородных, добродетельных, добросовестных, благочестивых, добросердечных поступков.

Направление второе – социальное («Твори для других добро, если для этого у тебя есть возможность») учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать.

Направление третье – патриотическое («Будь патриотом семьи, школы, Родины») помогает детям любить себя, семью, школу, город, Родину.

Направление четвёртое – правовое («Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка»).

В процессе нравственного развития происходит усвоение и освоение нравственных знаний (нравственных норм, правил поведения и общения, сущности нравственных качеств), развитие нравственных чувств (чувства собственного достоинства, самоуважения, сострадания, сопереживания, чувства любви к окружающему миру и людям и т.д.) и нравственного поведения.

Нравственное воспитание стимулирует нравственное развитие и самоопределение ребёнка, формирует его нравственную культуру. Главная цель нравственного воспитания – развитие духовности как высшего уровня нравственно-эмоционального развития человека, достижение гармонии его идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе которой лежит потребность служить людям, постоянное стремление к самосовершенствованию. Для достижения этой цели была взята методика коллективных творческих дел, разработанная в 60-егоды прошлого века И.П. Ивановым, используемая во многих общеобразовательных и специальных учреждениях. Коллективные творческие дела (КТД) – это не «воспитательное мероприятие» в привычном виде: сущность и воспитательные возможности КТД неизмеримо глубже и богаче. И чем богаче содержание такого дела, тем сильнее его воспитательный эффект, в плане нравственного воспитания. Роль воспитателя – это руководство индивидуальным развитием каждого воспитанника, наблюдение и корректировка деятельности.

Методика организации КТД предлагает множество вариантов в зависимости от дела. За основу взяты три варианта, которые приемлемы для моего коллектива.

Вариант № 1

Вариант № 2

Вариант № 3

1.      Из копилки имеющихся дел на общем собрании выбирается одно. Проводится авнализ, целью которой является определение задач и некоторых общих очертаний предстоящего дела. Каждый участник может вносить любое, самое фантастическое предложение.

2.      Для составления окончательного варианта проведения дела и руководства его ходом избирается совет. Он вовлекает в творческий процесс весь коллектив, распределяет задания между группами, контролирует их выполнение.

3.      Анализ КТД.

1.      Создаётся инициативная группа, которая выбирает одно из дел и разрабатывает примерный порядок его проведения.

2.      Группа вносит предложение на общем собрании о возможном варианте дела, доказывает, убеждает, поднимает интерес к нему. На собрании (сборе) проект обсуждается и дорабатывается, вносятся новые предложения, избирается «совет дела».

3.      «Совет дела» вырабатывает окончательный вариант плана, руководит подготовкой и проведением дела через задания микроколлективам.

4.      Анализ КТД.

1.    Совет группы, воспитатель или наставник группы, вносят предложение о проведении мероприятия.

2.    Организуются творческие группы, каждая из которых за определённое время должна выработать свой порядок проведения дела. Они участвуют в конкурсе на лучший вариант предстоящего дела.

3.    Общее собрание (сбор) заслушивает предложения творческих групп, выбирает «совет дела», который вырабатывает окончательный вариант, руководит подготовкой и проведением дела через задания группам.

4.    Анализ КТД.

 

Особо важно определить общий план КТД на определённый срок (месяц, четверть, учебный год) т.е. составить перспективный план КТД.

Коллективное

планирование

Перспективное

планирование

Формы работы перспективного планирования

Коллективное планирование – творческое дело. Оно обеспечивает участие каждого члена коллектива в обсуждении и определении перспектив, поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке конкретного плана этих дел.

Коллективное планирование для каждого его участника – это школа ответственности, заботы, школа самовоспитания и обучения важнейшим организаторским умениям, прежде всего строить личную и общую перспективу «завтрашней радости» – ближнюю, среднюю, дальнюю.

Можно проводить после создания коллектива (даже временного) на сборе рождения коллектива в начале учебного года:

·    поиск и выбор важных дел или серии дел на пользу и радость своему коллективу, окружающим людям, далёким друзьям, определение постоянных дел-поручений;

·    поиск выбора героя, исторических фактов, которые будут изучаться всеми членами коллектива и станут примером и образцом в повседневной работе и самовоспитании;

·    поиск и утверждение традиций, обычаев, организующих отдельные стороны жизни коллектива.

·  разведка дел по различным маршрутам;

·  копилка интересных предложений;

·  анкета «Хочу, чтобы было так». Или «Думаю, мечтаю, предлагаю», или сочинение на подобную тему;

·  выпуск газеты-молнии с предложениями в план работы;

·  журнал-эстафета, помогающая сделать анализ прожитого периода и спланировать дела на завтра;

·  конкурс между микрогруппами на лучшее предложение о жизни коллектива на предстоящий период;

·  закрытый конкурс на лучшее предложение о жизни коллектива.

 

Рассмотрим двухгодичный план КТД группы 2013-2014 и 2014-2015 учебные годы с учётом выбранных направлений нравственного воспитания.

Личностное направление («Не делай другим того, чего не желаешь себе»)

КТД

Сентябрь

2013г.

«Живи дружно, весело, с пользой»

Осенний трудовой десант

Октябрь

2013г.

«Здравствуй, осень!»

Школьная выставка композиций из овощей

Октябрь

2014г.           

«Весёлая перемена»

Праздничная встреча, посвящённая Дню учителя

Ноябрь

2014г.

«Праздник зонтиков»

Осенний праздник для начальной школы

Социальное направление («Твори для других добро, если у тебя есть возможность»)

КТД

Сентябрь

2013г.

«Дорога и дети»

Школьный и городской конкурс творческих работ по ПДД

Ноябрь

2013г.

«Всегда здоровы с зарядкой дружны»

Школьный конкурс агитбригад по ЗОЖ

Апрель

2014г.

«Чтоб здоровым быть сполна»

Городской конкурс творческих презентаций «Здоровым быть модно»

Патриотическое направление («Будь патриотом семьи, школы, Родины»)

КТД

Май

2013г.

«С великим праздником, держава»

Школьный фестиваль солдатской песни

Февраль

2014г.

«Рыцарь-2014»

Школьный конкурс

Ноябрь

2014г.

«Наряд для ёлки»

Школьный и городской конкурс новогодней игрушки

Январь

2015г.

«Новые имена великой победы»

Школьный конкурс презентаций

 Правовое направление («Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка»)

КТД

Сентябрь

2013г.

«Спасите дорожные знаки»

Агитбригада по ПДД

Февраль

2014г.

«Берегите землю! Берегите!»

Школьный конкурс творческих работ

Октябрь

2014г.

«Помогите бабуле!»

Агитбригада по ПДД

Апрель

2015г.

«Репка и детки»

Сценка на современный лад к дню здоровья

 

Существуют различные формы проведения КТД в зависимости от самого дела: праздник, устный журнал, газета «Молния», журнал-эстафета, час вопросов и ответов, турнир викторина, турнир ораторов, конкурс «живых» картин, рассказ-эстафета, трудовой десант, заочное путешествие, игра-эксперимент, пресс-бой, информация «+», круглый стол.

Как правило, дети с нарушением интеллектуального развития – малоинициативны. Первоначально при планировании КТД мероприятия выбирались из школьного плана воспитательной работы. Затем организована коллективная групповая деятельность над проектом. Лучший проект и идеи передавались в совет дела, который и разрабатывал окончательный вариант дела и распределял определённые задания по микроколлективам. Спустя два года, ребята научились предлагать свои идеи, планировать деятельность коллектива. Появились традиционные и любимые КТД, которые проводятся не только в группе, но в школе и городе. У нас сформировались микроколлективы, которые чётко знают и способны выполнить поставленные перед ним цели и задачи. Появились лидеры, способные создать атмосферу взаимопомощи, товарищества. В итоге, группа сформировалась, как коллектив, занимающий активную жизненную позицию не только в школе, но и в городе.

О качестве воспитания нравственности через коллективные творческие дела говорят следующие результаты: грамота за активную творческую жизнь в школе и городе, грамота за стремление к победе и активное участие в городском смотре-конкурсе агитбригад по пропаганде правил дорожного движения, грамота за чистоту жанра в городском конкурсетеатральных коллективов «Признание 2013», грамота за 1 место городского конкурса-фестиваля театральных коллективов «Признание 2014», грамота за 3 место в городском конкурсе творческих презентаций «Здоровым быть модно! – 2014».

В.А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом, долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека». И сегодня основной задачей нравственного воспитания является: воспитание нравственного самосознания подростка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения.

Организация коллективных творческих дел позволила воспитанникам научиться планировать деятельность, высказывать и отстаивать своё мнение, уважительно относиться к мнению товарищей, проявлять самостоятельность, творить добрые дела на радость другим, приносить ползу обществу, уважать и понимать друг друга, бороться за честь коллектива и школы. В целом использование коллективных творческих дел положительно повлияли на нравственное развитие каждого участника и позволило развить и укрепить группу.

Литература

  1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КТД, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования / Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе / М., 2004 г.
  2. Зелинский К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения // Народное образование. – 2008. – № 1.
  3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Изд. «Педагогика», 1989 г.
  4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание в средней школе: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей.Издательство: Волгоград, 2006 г.
  5. Царик И. А. Нравственно-правовое воспитание подростков с разной направленностью поведения // Проблемы воспитания в национальной школе : сб. науч. ст. – Мн., 1996.
  6. Чигирь А. А. Нравственное воспитание подростков в современной школе // Студенческая наука как фактор личностного и развития будущего специалиста. – Мн., 2006.

Детальное описание: 

Предлагаем материалы аттестационной работы, представленные Калугиной Натальей Владимировной, воспитателем МС(К)ОУ С(К)ОШ-И г.Копейска, по результатам обучения по программе «Теория и методика обучения и воспитания детей сограниченными возможностями здоровья» в феврале 2015 года.

Одной из задач образования является задача сопровождения и поддержки детей в осмыслении жизненных ценностей, социальных отношений. Необходимо формировать способность ребёнка быть нравственным, производить самоконтроль и самооценку совершённых поступков. Современный подход к формированию личности сегодня заключается в том, что нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

В чём же заключается процесс нравственного воспитания – это, прежде всего, проектирование способов отношений к самому себе, людям, к вещам, природе, к обществу в целом. Научить добросовестно и благородно выполнять свои обязанности перед родителями и школой, перед своим городом и Родиной. Конечно, этим воспитанием должны заниматься семья, школа, государство, а не отдельная личность. Необходимо помнить и о том, чтобы воспитать счастливую и полезную для общества личность – научить эту личность управлять своей волей и эмоциями. Для этого необходимо создать каждой личности условия для развития в соответствии с его природными наклонностями. Способность чувствовать, мыслить, хотеть – ребёнок приобретает в виде задатков и возможностей, а их развитие зависит от внешних обстоятельств, воспитания и обучения.

Подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. В подростковом возрасте актуальны потребности: в самоутверждении, дружбе, признании, общении со сверстниками. Для осуществления нравственного воспитания избраны четыре направления.

Направление первое – личностное («Не делай другим того, чего не желаешь себе») создаёт условия для творения благородных, добродетельных, добросовестных, благочестивых, добросердечных поступков.

Направление второе – социальное («Твори для других добро, если для этого у тебя есть возможность») учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать.

Направление третье – патриотическое («Будь патриотом семьи, школы, Родины») помогает детям любить себя, семью, школу, город, Родину.

Направление четвёртое – правовое («Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка»).

В процессе нравственного развития происходит усвоение и освоение нравственных знаний (нравственных норм, правил поведения и общения, сущности нравственных качеств), развитие нравственных чувств (чувства собственного достоинства, самоуважения, сострадания, сопереживания, чувства любви к окружающему миру и людям и т.д.) и нравственного поведения.

Нравственное воспитание стимулирует нравственное развитие и самоопределение ребёнка, формирует его нравственную культуру. Главная цель нравственного воспитания – развитие духовности как высшего уровня нравственно-эмоционального развития человека, достижение гармонии его идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе которой лежит потребность служить людям, постоянное стремление к самосовершенствованию. Для достижения этой цели была взята методика коллективных творческих дел, разработанная в 60-егоды прошлого века И.П. Ивановым, используемая во многих общеобразовательных и специальных учреждениях. Коллективные творческие дела (КТД) – это не «воспитательное мероприятие» в привычном виде: сущность и воспитательные возможности КТД неизмеримо глубже и богаче. И чем богаче содержание такого дела, тем сильнее его воспитательный эффект, в плане нравственного воспитания. Роль воспитателя – это руководство индивидуальным развитием каждого воспитанника, наблюдение и корректировка деятельности.

Методика организации КТД предлагает множество вариантов в зависимости от дела. За основу взяты три варианта, которые приемлемы для моего коллектива.

Вариант № 1

Вариант № 2

Вариант № 3

1.      Из копилки имеющихся дел на общем собрании выбирается одно. Проводится авнализ, целью которой является определение задач и некоторых общих очертаний предстоящего дела. Каждый участник может вносить любое, самое фантастическое предложение.

2.      Для составления окончательного варианта проведения дела и руководства его ходом избирается совет. Он вовлекает в творческий процесс весь коллектив, распределяет задания между группами, контролирует их выполнение.

3.      Анализ КТД.

1.      Создаётся инициативная группа, которая выбирает одно из дел и разрабатывает примерный порядок его проведения.

2.      Группа вносит предложение на общем собрании о возможном варианте дела, доказывает, убеждает, поднимает интерес к нему. На собрании (сборе) проект обсуждается и дорабатывается, вносятся новые предложения, избирается «совет дела».

3.      «Совет дела» вырабатывает окончательный вариант плана, руководит подготовкой и проведением дела через задания микроколлективам.

4.      Анализ КТД.

1.    Совет группы, воспитатель или наставник группы, вносят предложение о проведении мероприятия.

2.    Организуются творческие группы, каждая из которых за определённое время должна выработать свой порядок проведения дела. Они участвуют в конкурсе на лучший вариант предстоящего дела.

3.    Общее собрание (сбор) заслушивает предложения творческих групп, выбирает «совет дела», который вырабатывает окончательный вариант, руководит подготовкой и проведением дела через задания группам.

4.    Анализ КТД.

 

Особо важно определить общий план КТД на определённый срок (месяц, четверть, учебный год) т.е. составить перспективный план КТД.

Коллективное

планирование

Перспективное

планирование

Формы работы перспективного планирования

Коллективное планирование – творческое дело. Оно обеспечивает участие каждого члена коллектива в обсуждении и определении перспектив, поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке конкретного плана этих дел.

Коллективное планирование для каждого его участника – это школа ответственности, заботы, школа самовоспитания и обучения важнейшим организаторским умениям, прежде всего строить личную и общую перспективу «завтрашней радости» – ближнюю, среднюю, дальнюю.

Можно проводить после создания коллектива (даже временного) на сборе рождения коллектива в начале учебного года:

·    поиск и выбор важных дел или серии дел на пользу и радость своему коллективу, окружающим людям, далёким друзьям, определение постоянных дел-поручений;

·    поиск выбора героя, исторических фактов, которые будут изучаться всеми членами коллектива и станут примером и образцом в повседневной работе и самовоспитании;

·    поиск и утверждение традиций, обычаев, организующих отдельные стороны жизни коллектива.

·  разведка дел по различным маршрутам;

·  копилка интересных предложений;

·  анкета «Хочу, чтобы было так». Или «Думаю, мечтаю, предлагаю», или сочинение на подобную тему;

·  выпуск газеты-молнии с предложениями в план работы;

·  журнал-эстафета, помогающая сделать анализ прожитого периода и спланировать дела на завтра;

·  конкурс между микрогруппами на лучшее предложение о жизни коллектива на предстоящий период;

·  закрытый конкурс на лучшее предложение о жизни коллектива.

 

Рассмотрим двухгодичный план КТД группы 2013-2014 и 2014-2015 учебные годы с учётом выбранных направлений нравственного воспитания.

Личностное направление («Не делай другим того, чего не желаешь себе»)

КТД

Сентябрь

2013г.

«Живи дружно, весело, с пользой»

Осенний трудовой десант

Октябрь

2013г.

«Здравствуй, осень!»

Школьная выставка композиций из овощей

Октябрь

2014г.           

«Весёлая перемена»

Праздничная встреча, посвящённая Дню учителя

Ноябрь

2014г.

«Праздник зонтиков»

Осенний праздник для начальной школы

Социальное направление («Твори для других добро, если у тебя есть возможность»)

КТД

Сентябрь

2013г.

«Дорога и дети»

Школьный и городской конкурс творческих работ по ПДД

Ноябрь

2013г.

«Всегда здоровы с зарядкой дружны»

Школьный конкурс агитбригад по ЗОЖ

Апрель

2014г.

«Чтоб здоровым быть сполна»

Городской конкурс творческих презентаций «Здоровым быть модно»

Патриотическое направление («Будь патриотом семьи, школы, Родины»)

КТД

Май

2013г.

«С великим праздником, держава»

Школьный фестиваль солдатской песни

Февраль

2014г.

«Рыцарь-2014»

Школьный конкурс

Ноябрь

2014г.

«Наряд для ёлки»

Школьный и городской конкурс новогодней игрушки

Январь

2015г.

«Новые имена великой победы»

Школьный конкурс презентаций

 Правовое направление («Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка»)

КТД

Сентябрь

2013г.

«Спасите дорожные знаки»

Агитбригада по ПДД

Февраль

2014г.

«Берегите землю! Берегите!»

Школьный конкурс творческих работ

Октябрь

2014г.

«Помогите бабуле!»

Агитбригада по ПДД

Апрель

2015г.

«Репка и детки»

Сценка на современный лад к дню здоровья

 

Существуют различные формы проведения КТД в зависимости от самого дела: праздник, устный журнал, газета «Молния», журнал-эстафета, час вопросов и ответов, турнир викторина, турнир ораторов, конкурс «живых» картин, рассказ-эстафета, трудовой десант, заочное путешествие, игра-эксперимент, пресс-бой, информация «+», круглый стол.

Как правило, дети с нарушением интеллектуального развития – малоинициативны. Первоначально при планировании КТД мероприятия выбирались из школьного плана воспитательной работы. Затем организована коллективная групповая деятельность над проектом. Лучший проект и идеи передавались в совет дела, который и разрабатывал окончательный вариант дела и распределял определённые задания по микроколлективам. Спустя два года, ребята научились предлагать свои идеи, планировать деятельность коллектива. Появились традиционные и любимые КТД, которые проводятся не только в группе, но в школе и городе. У нас сформировались микроколлективы, которые чётко знают и способны выполнить поставленные перед ним цели и задачи. Появились лидеры, способные создать атмосферу взаимопомощи, товарищества. В итоге, группа сформировалась, как коллектив, занимающий активную жизненную позицию не только в школе, но и в городе.

О качестве воспитания нравственности через коллективные творческие дела говорят следующие результаты: грамота за активную творческую жизнь в школе и городе, грамота за стремление к победе и активное участие в городском смотре-конкурсе агитбригад по пропаганде правил дорожного движения, грамота за чистоту жанра в городском конкурсетеатральных коллективов «Признание 2013», грамота за 1 место городского конкурса-фестиваля театральных коллективов «Признание 2014», грамота за 3 место в городском конкурсе творческих презентаций «Здоровым быть модно! – 2014».

В.А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом, долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека». И сегодня основной задачей нравственного воспитания является: воспитание нравственного самосознания подростка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения.

Организация коллективных творческих дел позволила воспитанникам научиться планировать деятельность, высказывать и отстаивать своё мнение, уважительно относиться к мнению товарищей, проявлять самостоятельность, творить добрые дела на радость другим, приносить ползу обществу, уважать и понимать друг друга, бороться за честь коллектива и школы. В целом использование коллективных творческих дел положительно повлияли на нравственное развитие каждого участника и позволило развить и укрепить группу.

Литература

  1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КТД, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования / Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе / М., 2004 г.
  2. Зелинский К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения // Народное образование. – 2008. – № 1.
  3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Изд. «Педагогика», 1989 г.
  4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание в средней школе: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей.Издательство: Волгоград, 2006 г.
  5. Царик И. А. Нравственно-правовое воспитание подростков с разной направленностью поведения // Проблемы воспитания в национальной школе : сб. науч. ст. – Мн., 1996.
  6. Чигирь А. А. Нравственное воспитание подростков в современной школе // Студенческая наука как фактор личностного и развития будущего специалиста. – Мн., 2006.

Детальная картинка: