Челябинский институт развития образования
Нравственное воспитание подростков в коллективной творческой деятельности
Материалы, используемые в воспитательной деятельности
Предлагаем материалы аттестационной работы, представленные Калугиной Натальей Владимировной, воспитателем МС(К)ОУ С(К)ОШ-И г.Копейска, по результатам обучения по программе «Теория и методика обучения и воспитания детей сограниченными возможностями здоровья» в феврале 2015 года.
Предлагаем материалы аттестационной работы, представленные Калугиной Натальей Владимировной, воспитателем МС(К)ОУ С(К)ОШ-И г.Копейска, по результатам обучения по программе «Теория и методика обучения и воспитания детей сограниченными возможностями здоровья» в феврале 2015 года.
Одной из задач образования является задача сопровождения и поддержки детей в осмыслении жизненных ценностей, социальных отношений. Необходимо формировать способность ребёнка быть нравственным, производить самоконтроль и самооценку совершённых поступков. Современный подход к формированию личности сегодня заключается в том, что нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
В чём же заключается процесс нравственного воспитания – это, прежде всего, проектирование способов отношений к самому себе, людям, к вещам, природе, к обществу в целом. Научить добросовестно и благородно выполнять свои обязанности перед родителями и школой, перед своим городом и Родиной. Конечно, этим воспитанием должны заниматься семья, школа, государство, а не отдельная личность. Необходимо помнить и о том, чтобы воспитать счастливую и полезную для общества личность – научить эту личность управлять своей волей и эмоциями. Для этого необходимо создать каждой личности условия для развития в соответствии с его природными наклонностями. Способность чувствовать, мыслить, хотеть – ребёнок приобретает в виде задатков и возможностей, а их развитие зависит от внешних обстоятельств, воспитания и обучения.
Подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. В подростковом возрасте актуальны потребности: в самоутверждении, дружбе, признании, общении со сверстниками. Для осуществления нравственного воспитания избраны четыре направления.
Направление первое – личностное («Не делай другим того, чего не желаешь себе») создаёт условия для творения благородных, добродетельных, добросовестных, благочестивых, добросердечных поступков.
Направление второе – социальное («Твори для других добро, если для этого у тебя есть возможность») учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать.
Направление третье – патриотическое («Будь патриотом семьи, школы, Родины») помогает детям любить себя, семью, школу, город, Родину.
Направление четвёртое – правовое («Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка»).
В процессе нравственного развития происходит усвоение и освоение нравственных знаний (нравственных норм, правил поведения и общения, сущности нравственных качеств), развитие нравственных чувств (чувства собственного достоинства, самоуважения, сострадания, сопереживания, чувства любви к окружающему миру и людям и т.д.) и нравственного поведения.
Нравственное воспитание стимулирует нравственное развитие и самоопределение ребёнка, формирует его нравственную культуру. Главная цель нравственного воспитания – развитие духовности как высшего уровня нравственно-эмоционального развития человека, достижение гармонии его идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе которой лежит потребность служить людям, постоянное стремление к самосовершенствованию. Для достижения этой цели была взята методика коллективных творческих дел, разработанная в 60-егоды прошлого века И.П. Ивановым, используемая во многих общеобразовательных и специальных учреждениях. Коллективные творческие дела (КТД) – это не «воспитательное мероприятие» в привычном виде: сущность и воспитательные возможности КТД неизмеримо глубже и богаче. И чем богаче содержание такого дела, тем сильнее его воспитательный эффект, в плане нравственного воспитания. Роль воспитателя – это руководство индивидуальным развитием каждого воспитанника, наблюдение и корректировка деятельности.
Методика организации КТД предлагает множество вариантов в зависимости от дела. За основу взяты три варианта, которые приемлемы для моего коллектива.
Вариант № 1 | Вариант № 2 | Вариант № 3 |
1. Из копилки имеющихся дел на общем собрании выбирается одно. Проводится авнализ, целью которой является определение задач и некоторых общих очертаний предстоящего дела. Каждый участник может вносить любое, самое фантастическое предложение. 2. Для составления окончательного варианта проведения дела и руководства его ходом избирается совет. Он вовлекает в творческий процесс весь коллектив, распределяет задания между группами, контролирует их выполнение. 3. Анализ КТД. | 1. Создаётся инициативная группа, которая выбирает одно из дел и разрабатывает примерный порядок его проведения. 2. Группа вносит предложение на общем собрании о возможном варианте дела, доказывает, убеждает, поднимает интерес к нему. На собрании (сборе) проект обсуждается и дорабатывается, вносятся новые предложения, избирается «совет дела». 3. «Совет дела» вырабатывает окончательный вариант плана, руководит подготовкой и проведением дела через задания микроколлективам. 4. Анализ КТД. | 1. Совет группы, воспитатель или наставник группы, вносят предложение о проведении мероприятия. 2. Организуются творческие группы, каждая из которых за определённое время должна выработать свой порядок проведения дела. Они участвуют в конкурсе на лучший вариант предстоящего дела. 3. Общее собрание (сбор) заслушивает предложения творческих групп, выбирает «совет дела», который вырабатывает окончательный вариант, руководит подготовкой и проведением дела через задания группам. 4. Анализ КТД. |
Особо важно определить общий план КТД на определённый срок (месяц, четверть, учебный год) т.е. составить перспективный план КТД.
Коллективное планирование | Перспективное планирование | Формы работы перспективного планирования |
Коллективное планирование – творческое дело. Оно обеспечивает участие каждого члена коллектива в обсуждении и определении перспектив, поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке конкретного плана этих дел. Коллективное планирование для каждого его участника – это школа ответственности, заботы, школа самовоспитания и обучения важнейшим организаторским умениям, прежде всего строить личную и общую перспективу «завтрашней радости» – ближнюю, среднюю, дальнюю. | Можно проводить после создания коллектива (даже временного) на сборе рождения коллектива в начале учебного года: · поиск и выбор важных дел или серии дел на пользу и радость своему коллективу, окружающим людям, далёким друзьям, определение постоянных дел-поручений; · поиск выбора героя, исторических фактов, которые будут изучаться всеми членами коллектива и станут примером и образцом в повседневной работе и самовоспитании; · поиск и утверждение традиций, обычаев, организующих отдельные стороны жизни коллектива. | · разведка дел по различным маршрутам; · копилка интересных предложений; · анкета «Хочу, чтобы было так». Или «Думаю, мечтаю, предлагаю», или сочинение на подобную тему; · выпуск газеты-молнии с предложениями в план работы; · журнал-эстафета, помогающая сделать анализ прожитого периода и спланировать дела на завтра; · конкурс между микрогруппами на лучшее предложение о жизни коллектива на предстоящий период; · закрытый конкурс на лучшее предложение о жизни коллектива. |
Рассмотрим двухгодичный план КТД группы 2013-2014 и 2014-2015 учебные годы с учётом выбранных направлений нравственного воспитания.
Личностное направление («Не делай другим того, чего не желаешь себе») | |||
КТД | Сентябрь 2013г. | «Живи дружно, весело, с пользой» | Осенний трудовой десант |
Октябрь 2013г. | «Здравствуй, осень!» | Школьная выставка композиций из овощей | |
Октябрь 2014г. | «Весёлая перемена» | Праздничная встреча, посвящённая Дню учителя | |
Ноябрь 2014г. | «Праздник зонтиков» | Осенний праздник для начальной школы | |
Социальное направление («Твори для других добро, если у тебя есть возможность») | |||
КТД | Сентябрь 2013г. | «Дорога и дети» | Школьный и городской конкурс творческих работ по ПДД |
Ноябрь 2013г. | «Всегда здоровы с зарядкой дружны» | Школьный конкурс агитбригад по ЗОЖ | |
Апрель 2014г. | «Чтоб здоровым быть сполна» | Городской конкурс творческих презентаций «Здоровым быть модно» | |
Патриотическое направление («Будь патриотом семьи, школы, Родины») | |||
КТД | Май 2013г. | «С великим праздником, держава» | Школьный фестиваль солдатской песни |
Февраль 2014г. | «Рыцарь-2014» | Школьный конкурс | |
Ноябрь 2014г. | «Наряд для ёлки» | Школьный и городской конкурс новогодней игрушки | |
Январь 2015г. | «Новые имена великой победы» | Школьный конкурс презентаций | |
Правовое направление («Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка») | |||
КТД | Сентябрь 2013г. | «Спасите дорожные знаки» | Агитбригада по ПДД |
Февраль 2014г. | «Берегите землю! Берегите!» | Школьный конкурс творческих работ | |
Октябрь 2014г. | «Помогите бабуле!» | Агитбригада по ПДД | |
Апрель 2015г. | «Репка и детки» | Сценка на современный лад к дню здоровья |
Существуют различные формы проведения КТД в зависимости от самого дела: праздник, устный журнал, газета «Молния», журнал-эстафета, час вопросов и ответов, турнир викторина, турнир ораторов, конкурс «живых» картин, рассказ-эстафета, трудовой десант, заочное путешествие, игра-эксперимент, пресс-бой, информация «+», круглый стол.
Как правило, дети с нарушением интеллектуального развития – малоинициативны. Первоначально при планировании КТД мероприятия выбирались из школьного плана воспитательной работы. Затем организована коллективная групповая деятельность над проектом. Лучший проект и идеи передавались в совет дела, который и разрабатывал окончательный вариант дела и распределял определённые задания по микроколлективам. Спустя два года, ребята научились предлагать свои идеи, планировать деятельность коллектива. Появились традиционные и любимые КТД, которые проводятся не только в группе, но в школе и городе. У нас сформировались микроколлективы, которые чётко знают и способны выполнить поставленные перед ним цели и задачи. Появились лидеры, способные создать атмосферу взаимопомощи, товарищества. В итоге, группа сформировалась, как коллектив, занимающий активную жизненную позицию не только в школе, но и в городе.
О качестве воспитания нравственности через коллективные творческие дела говорят следующие результаты: грамота за активную творческую жизнь в школе и городе, грамота за стремление к победе и активное участие в городском смотре-конкурсе агитбригад по пропаганде правил дорожного движения, грамота за чистоту жанра в городском конкурсетеатральных коллективов «Признание 2013», грамота за 1 место городского конкурса-фестиваля театральных коллективов «Признание 2014», грамота за 3 место в городском конкурсе творческих презентаций «Здоровым быть модно! – 2014».
В.А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом, долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека». И сегодня основной задачей нравственного воспитания является: воспитание нравственного самосознания подростка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения.
Организация коллективных творческих дел позволила воспитанникам научиться планировать деятельность, высказывать и отстаивать своё мнение, уважительно относиться к мнению товарищей, проявлять самостоятельность, творить добрые дела на радость другим, приносить ползу обществу, уважать и понимать друг друга, бороться за честь коллектива и школы. В целом использование коллективных творческих дел положительно повлияли на нравственное развитие каждого участника и позволило развить и укрепить группу.
Литература
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КТД, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования / Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе / М., 2004 г.
- Зелинский К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения // Народное образование. – 2008. – № 1.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Изд. «Педагогика», 1989 г.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание в средней школе: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей.Издательство: Волгоград, 2006 г.
- Царик И. А. Нравственно-правовое воспитание подростков с разной направленностью поведения // Проблемы воспитания в национальной школе : сб. науч. ст. – Мн., 1996.
- Чигирь А. А. Нравственное воспитание подростков в современной школе // Студенческая наука как фактор личностного и развития будущего специалиста. – Мн., 2006.
Детальное описание:
Предлагаем материалы аттестационной работы, представленные Калугиной Натальей Владимировной, воспитателем МС(К)ОУ С(К)ОШ-И г.Копейска, по результатам обучения по программе «Теория и методика обучения и воспитания детей сограниченными возможностями здоровья» в феврале 2015 года.
Одной из задач образования является задача сопровождения и поддержки детей в осмыслении жизненных ценностей, социальных отношений. Необходимо формировать способность ребёнка быть нравственным, производить самоконтроль и самооценку совершённых поступков. Современный подход к формированию личности сегодня заключается в том, что нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
В чём же заключается процесс нравственного воспитания – это, прежде всего, проектирование способов отношений к самому себе, людям, к вещам, природе, к обществу в целом. Научить добросовестно и благородно выполнять свои обязанности перед родителями и школой, перед своим городом и Родиной. Конечно, этим воспитанием должны заниматься семья, школа, государство, а не отдельная личность. Необходимо помнить и о том, чтобы воспитать счастливую и полезную для общества личность – научить эту личность управлять своей волей и эмоциями. Для этого необходимо создать каждой личности условия для развития в соответствии с его природными наклонностями. Способность чувствовать, мыслить, хотеть – ребёнок приобретает в виде задатков и возможностей, а их развитие зависит от внешних обстоятельств, воспитания и обучения.
Подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. В подростковом возрасте актуальны потребности: в самоутверждении, дружбе, признании, общении со сверстниками. Для осуществления нравственного воспитания избраны четыре направления.
Направление первое – личностное («Не делай другим того, чего не желаешь себе») создаёт условия для творения благородных, добродетельных, добросовестных, благочестивых, добросердечных поступков.
Направление второе – социальное («Твори для других добро, если для этого у тебя есть возможность») учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать.
Направление третье – патриотическое («Будь патриотом семьи, школы, Родины») помогает детям любить себя, семью, школу, город, Родину.
Направление четвёртое – правовое («Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка»).
В процессе нравственного развития происходит усвоение и освоение нравственных знаний (нравственных норм, правил поведения и общения, сущности нравственных качеств), развитие нравственных чувств (чувства собственного достоинства, самоуважения, сострадания, сопереживания, чувства любви к окружающему миру и людям и т.д.) и нравственного поведения.
Нравственное воспитание стимулирует нравственное развитие и самоопределение ребёнка, формирует его нравственную культуру. Главная цель нравственного воспитания – развитие духовности как высшего уровня нравственно-эмоционального развития человека, достижение гармонии его идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе которой лежит потребность служить людям, постоянное стремление к самосовершенствованию. Для достижения этой цели была взята методика коллективных творческих дел, разработанная в 60-егоды прошлого века И.П. Ивановым, используемая во многих общеобразовательных и специальных учреждениях. Коллективные творческие дела (КТД) – это не «воспитательное мероприятие» в привычном виде: сущность и воспитательные возможности КТД неизмеримо глубже и богаче. И чем богаче содержание такого дела, тем сильнее его воспитательный эффект, в плане нравственного воспитания. Роль воспитателя – это руководство индивидуальным развитием каждого воспитанника, наблюдение и корректировка деятельности.
Методика организации КТД предлагает множество вариантов в зависимости от дела. За основу взяты три варианта, которые приемлемы для моего коллектива.
Вариант № 1 | Вариант № 2 | Вариант № 3 |
1. Из копилки имеющихся дел на общем собрании выбирается одно. Проводится авнализ, целью которой является определение задач и некоторых общих очертаний предстоящего дела. Каждый участник может вносить любое, самое фантастическое предложение. 2. Для составления окончательного варианта проведения дела и руководства его ходом избирается совет. Он вовлекает в творческий процесс весь коллектив, распределяет задания между группами, контролирует их выполнение. 3. Анализ КТД. | 1. Создаётся инициативная группа, которая выбирает одно из дел и разрабатывает примерный порядок его проведения. 2. Группа вносит предложение на общем собрании о возможном варианте дела, доказывает, убеждает, поднимает интерес к нему. На собрании (сборе) проект обсуждается и дорабатывается, вносятся новые предложения, избирается «совет дела». 3. «Совет дела» вырабатывает окончательный вариант плана, руководит подготовкой и проведением дела через задания микроколлективам. 4. Анализ КТД. | 1. Совет группы, воспитатель или наставник группы, вносят предложение о проведении мероприятия. 2. Организуются творческие группы, каждая из которых за определённое время должна выработать свой порядок проведения дела. Они участвуют в конкурсе на лучший вариант предстоящего дела. 3. Общее собрание (сбор) заслушивает предложения творческих групп, выбирает «совет дела», который вырабатывает окончательный вариант, руководит подготовкой и проведением дела через задания группам. 4. Анализ КТД. |
Особо важно определить общий план КТД на определённый срок (месяц, четверть, учебный год) т.е. составить перспективный план КТД.
Коллективное планирование | Перспективное планирование | Формы работы перспективного планирования |
Коллективное планирование – творческое дело. Оно обеспечивает участие каждого члена коллектива в обсуждении и определении перспектив, поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке конкретного плана этих дел. Коллективное планирование для каждого его участника – это школа ответственности, заботы, школа самовоспитания и обучения важнейшим организаторским умениям, прежде всего строить личную и общую перспективу «завтрашней радости» – ближнюю, среднюю, дальнюю. | Можно проводить после создания коллектива (даже временного) на сборе рождения коллектива в начале учебного года: · поиск и выбор важных дел или серии дел на пользу и радость своему коллективу, окружающим людям, далёким друзьям, определение постоянных дел-поручений; · поиск выбора героя, исторических фактов, которые будут изучаться всеми членами коллектива и станут примером и образцом в повседневной работе и самовоспитании; · поиск и утверждение традиций, обычаев, организующих отдельные стороны жизни коллектива. | · разведка дел по различным маршрутам; · копилка интересных предложений; · анкета «Хочу, чтобы было так». Или «Думаю, мечтаю, предлагаю», или сочинение на подобную тему; · выпуск газеты-молнии с предложениями в план работы; · журнал-эстафета, помогающая сделать анализ прожитого периода и спланировать дела на завтра; · конкурс между микрогруппами на лучшее предложение о жизни коллектива на предстоящий период; · закрытый конкурс на лучшее предложение о жизни коллектива. |
Рассмотрим двухгодичный план КТД группы 2013-2014 и 2014-2015 учебные годы с учётом выбранных направлений нравственного воспитания.
Личностное направление («Не делай другим того, чего не желаешь себе») | |||
КТД | Сентябрь 2013г. | «Живи дружно, весело, с пользой» | Осенний трудовой десант |
Октябрь 2013г. | «Здравствуй, осень!» | Школьная выставка композиций из овощей | |
Октябрь 2014г. | «Весёлая перемена» | Праздничная встреча, посвящённая Дню учителя | |
Ноябрь 2014г. | «Праздник зонтиков» | Осенний праздник для начальной школы | |
Социальное направление («Твори для других добро, если у тебя есть возможность») | |||
КТД | Сентябрь 2013г. | «Дорога и дети» | Школьный и городской конкурс творческих работ по ПДД |
Ноябрь 2013г. | «Всегда здоровы с зарядкой дружны» | Школьный конкурс агитбригад по ЗОЖ | |
Апрель 2014г. | «Чтоб здоровым быть сполна» | Городской конкурс творческих презентаций «Здоровым быть модно» | |
Патриотическое направление («Будь патриотом семьи, школы, Родины») | |||
КТД | Май 2013г. | «С великим праздником, держава» | Школьный фестиваль солдатской песни |
Февраль 2014г. | «Рыцарь-2014» | Школьный конкурс | |
Ноябрь 2014г. | «Наряд для ёлки» | Школьный и городской конкурс новогодней игрушки | |
Январь 2015г. | «Новые имена великой победы» | Школьный конкурс презентаций | |
Правовое направление («Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка») | |||
КТД | Сентябрь 2013г. | «Спасите дорожные знаки» | Агитбригада по ПДД |
Февраль 2014г. | «Берегите землю! Берегите!» | Школьный конкурс творческих работ | |
Октябрь 2014г. | «Помогите бабуле!» | Агитбригада по ПДД | |
Апрель 2015г. | «Репка и детки» | Сценка на современный лад к дню здоровья |
Существуют различные формы проведения КТД в зависимости от самого дела: праздник, устный журнал, газета «Молния», журнал-эстафета, час вопросов и ответов, турнир викторина, турнир ораторов, конкурс «живых» картин, рассказ-эстафета, трудовой десант, заочное путешествие, игра-эксперимент, пресс-бой, информация «+», круглый стол.
Как правило, дети с нарушением интеллектуального развития – малоинициативны. Первоначально при планировании КТД мероприятия выбирались из школьного плана воспитательной работы. Затем организована коллективная групповая деятельность над проектом. Лучший проект и идеи передавались в совет дела, который и разрабатывал окончательный вариант дела и распределял определённые задания по микроколлективам. Спустя два года, ребята научились предлагать свои идеи, планировать деятельность коллектива. Появились традиционные и любимые КТД, которые проводятся не только в группе, но в школе и городе. У нас сформировались микроколлективы, которые чётко знают и способны выполнить поставленные перед ним цели и задачи. Появились лидеры, способные создать атмосферу взаимопомощи, товарищества. В итоге, группа сформировалась, как коллектив, занимающий активную жизненную позицию не только в школе, но и в городе.
О качестве воспитания нравственности через коллективные творческие дела говорят следующие результаты: грамота за активную творческую жизнь в школе и городе, грамота за стремление к победе и активное участие в городском смотре-конкурсе агитбригад по пропаганде правил дорожного движения, грамота за чистоту жанра в городском конкурсетеатральных коллективов «Признание 2013», грамота за 1 место городского конкурса-фестиваля театральных коллективов «Признание 2014», грамота за 3 место в городском конкурсе творческих презентаций «Здоровым быть модно! – 2014».
В.А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом, долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека». И сегодня основной задачей нравственного воспитания является: воспитание нравственного самосознания подростка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения.
Организация коллективных творческих дел позволила воспитанникам научиться планировать деятельность, высказывать и отстаивать своё мнение, уважительно относиться к мнению товарищей, проявлять самостоятельность, творить добрые дела на радость другим, приносить ползу обществу, уважать и понимать друг друга, бороться за честь коллектива и школы. В целом использование коллективных творческих дел положительно повлияли на нравственное развитие каждого участника и позволило развить и укрепить группу.
Литература
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КТД, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования / Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе / М., 2004 г.
- Зелинский К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения // Народное образование. – 2008. – № 1.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Изд. «Педагогика», 1989 г.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание в средней школе: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей.Издательство: Волгоград, 2006 г.
- Царик И. А. Нравственно-правовое воспитание подростков с разной направленностью поведения // Проблемы воспитания в национальной школе : сб. науч. ст. – Мн., 1996.
- Чигирь А. А. Нравственное воспитание подростков в современной школе // Студенческая наука как фактор личностного и развития будущего специалиста. – Мн., 2006.
Детальная картинка: