Формирование творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями методами арт-терапии

Материалы, используемые в воспитательной деятельности

Автор: Учаева Е.Ю., МБДОУ №43 МАО СОШ №123.

Разные средства искусства оказывают лечебное и коррекционное воздействие, как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека и дают положительные результаты в развитии личности «особого» ребенка. И, чем бы ни занимался в своей земной жизни «особый» ребёнок, какие бы физические, интеллектуальные или психические ограничения ни довлели в его судьбе, он заслуживает достойного существования и способен к самореализации, если окружающий мир признаёт возможности его творческой реабилитации.

Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, содействует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание, позволяет осуществлять более эффективное влияние на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохраненных функциональных систем.

Автор: Учаева Е.Ю., МБДОУ №43 МАО СОШ №123.

Разные средства искусства оказывают лечебное и коррекционное воздействие, как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека и дают положительные результаты в развитии личности «особого» ребенка. И, чем бы ни занимался в своей земной жизни «особый» ребёнок, какие бы физические, интеллектуальные или психические ограничения ни довлели в его судьбе, он заслуживает достойного существования и способен к самореализации, если окружающий мир признаёт возможности его творческой реабилитации.

Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, содействует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание, позволяет осуществлять более эффективное влияние на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохраненных функциональных систем.

В практике арт-терапии применяются разнообразные техники и упражнения, содержание и направленность которых определяются теоретическими ориентациями авторов. О.А. Карабанова выделяет пять типов заданий используемых в практике проведения рисуночной терапии: предметно-тематический тип; образно-тематический; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игры-упражнения с изобразительными материалами; задания на совместную деятельность.

При работе с детьми рисуночный метод арт-терапии используется в контексте игры как рисуночный психокоррекционный метод. Наибольший эффект для ослабления эмоций напряженности и тревожности имеют задания "Рисование пальцами", "Создание фресок", "Волшебные пятна", «Волшебные ладошки», «Дружные руки», «Разноцветные лица». Преодоление страхов, неадекватной тревожности возможно благодаря методу рисуночной терапии, отражающемся  в различных вариантах тематического и свободного рисования, моделирующем основные эмоциональные состояния (радость, злость, счастье, обида, жалость и пр.). Методика "Цветопись", реализуемая на всем протяжении коррекционных занятий, в значительной мере способствует организации ориентировки на внутренний мир переживаний и их лучшее осознание.

Программа рисуночной терапии в совокупности с музыкальной терапией и беседами даёт наиболее положительные результаты. Музыка позитивно действует на психофизическое состояние ребенка, расслабляя и подготавливая его к творческой работе. Для занятий необходимо иметь широкий выбор изобразительных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, журналы, цветную бумагу, фольгу, текстиль, глину, пластилин. Карандаши, восковые мелки или фломастеры позволяют хорошо контролировать процесс рисования. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защите. Краски предоставляют большие возможности для  выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Они способны вызвать сильный эмоциональный отклик, ощущение радости открытия, стимулировать воображение.

Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более "энергоёмкой", затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний.

Внутренний мир ребенка сложен. Педагогам, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития могут сыграть и арт-терапия.

Существует большое количество различных форм изо-терапии, используя которые в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии можно преследовать разные цели. Любые традиционные формы работы подходят для развития мелкой моторики: гимнастика и специальные игры для пальчиков; лепка, рисование, вырезание из бумаги и аппликация; нанизывание бус и вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на картон; конструирование и др. Для достижения положительных результатов в работе с детьми огромное значение имеет развивающая предметно-пространственная среда. Так для детей с ОВЗ всегда были особенно популярны «Творческие мастерские, «Мастерилки», наполненные разнообразными материалами для творчески-продуктивной деятельности детей.

А. И. Копытин выделил четыре принципа арт-терапевтического воздействия, которые напрямую связаны с организацией средового пространства:

  1. Принцип использования разнообразных материалов.
  2. Принцип создания условий.
  3. Принцип посредничества взрослого человека.   
  4. Принцип использования специфических приемов в арт-терапевтической практике.                                                                                                              

Реализация этих принципов находит отражение, как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми с ОВЗ.

Особый акцент сделали на изо-терапию: рисование, лепку, аппликацию, оригами, с использованием художественной литературы, музыки, пения и танца. Таким образом, комплексная методика арт-терапии направлена на всестороннее развитие ребенка. Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной атмосфере.

  1. Знакомство с материалами, используемыми при рисовании (бумага, ее свойства, картон, краски и т.д.). Все даем в руки для любых видов манипуляций. Ребенок работает один (в группе только, если он предварительно подготовлен).
  2. Чирканье и мазанье карандашами и красками (кистями и пальцами). Работа в основном на бумаге (просто мажем все подряд во время знакомства с материалом).
  3. Работа с трафаретами.
  4. Раскрашивание готовых картинок. Раскрашивание простых и составных геометрических фигур с обязательным их называнием, проговариванием их расположения на листе и заданиями.
  5. Работа с копиркой. Работаем от простого к сложному. Обсуждаем сюжеты копируемых рисунков (подобранные психологом с учетом проблем детей).
  6. Рисование по клеткам.
  7. Самостоятельный рисунок на свободную тему.
  8. Рисунок на заданную тему (я в школе, дома, моя семья, я гуляю во дворе и т.п.).
  9. Все дети рисуют один рисунок на большом листе.

Этот этап необходим для закрепления навыков коммуникации. Также используем его для логического завершения работы (память для руководителя), подведения итогов (вот к чему мы пришли; какие мы стали: умелые, дружные, веселые и т.п.).  На занятиях используем  разные упражнения:

  • «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты, сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».
  • «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».
  • «Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».
  • «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».
  • «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый – сильный; счастливый – несчастный, печальный – веселый; любить – не любить; хороший – плохой; счастье – несчастье; доверие – подозрение; отдельно – вместе».
  • «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?».

Детям эмоционально зажатым, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям  предлагаются краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах или на конторках, глину, пластилин, рисование мелом.

В рамках коррекционных мероприятий дополнительно на занятиях  используется музыкальная терапия и танцевальная терапия, которые позволяют разрешить эмоционально-личностные проблемы детей, конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, устранить состояние эмоциональной депривации, отвержения, чувства одиночества, снять повышенную тревожность и импульсивностью.

Развитие мелкой моторики рук через ИЗО деятельность затрагивает все образовательные области.

Родители воспитанников – первые помощники в организации и создании среды оздоровления и развития у детей любознательности и познавательных интересов. Залог успеха развития ребёнка во многом зависит от планомерной активности родителей, поэтому мы познакомили их с идеей нашей работы, получили от них поддержку и желание помогать нам. Мы проводили:

  • "Дни открытых дверей".
  • Организовывали выставки творческих работ.
  • Привлекали родителей к участию в праздниках.
  • Кроме того, повышали психолого-педагогической культуру родителей.

Реализация коррекционно - образовательных задач  с детьми с ОВЗ в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия со специалистами разного профиля. Большую роль в эффективности работы с детьми ОВЗ играет взаимодействие с социумом, которое обеспечивается взаимодействием с разными организациями образования и культуры.

В результате: сформировался интерес к изобразительной деятельности, возросла потребность в детском творчестве, рисунки стали отличаться оригинальностью, обогатился эмоциональный мир ребенка; укрепилась мелкая моторика рук; расширился словарный запас; родители стали принимать более активное участие в жизни детей.

Литература

  1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб: Речь, 2010 – 256с.
  2. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.-248 с
  3. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально – нравственного развития.- СПб.: Речь, 2002.

Детальное описание: 

Автор: Учаева Е.Ю., МБДОУ №43 МАО СОШ №123.

Разные средства искусства оказывают лечебное и коррекционное воздействие, как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека и дают положительные результаты в развитии личности «особого» ребенка. И, чем бы ни занимался в своей земной жизни «особый» ребёнок, какие бы физические, интеллектуальные или психические ограничения ни довлели в его судьбе, он заслуживает достойного существования и способен к самореализации, если окружающий мир признаёт возможности его творческой реабилитации.

Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, содействует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание, позволяет осуществлять более эффективное влияние на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохраненных функциональных систем.

В практике арт-терапии применяются разнообразные техники и упражнения, содержание и направленность которых определяются теоретическими ориентациями авторов. О.А. Карабанова выделяет пять типов заданий используемых в практике проведения рисуночной терапии: предметно-тематический тип; образно-тематический; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игры-упражнения с изобразительными материалами; задания на совместную деятельность.

При работе с детьми рисуночный метод арт-терапии используется в контексте игры как рисуночный психокоррекционный метод. Наибольший эффект для ослабления эмоций напряженности и тревожности имеют задания "Рисование пальцами", "Создание фресок", "Волшебные пятна", «Волшебные ладошки», «Дружные руки», «Разноцветные лица». Преодоление страхов, неадекватной тревожности возможно благодаря методу рисуночной терапии, отражающемся  в различных вариантах тематического и свободного рисования, моделирующем основные эмоциональные состояния (радость, злость, счастье, обида, жалость и пр.). Методика "Цветопись", реализуемая на всем протяжении коррекционных занятий, в значительной мере способствует организации ориентировки на внутренний мир переживаний и их лучшее осознание.

Программа рисуночной терапии в совокупности с музыкальной терапией и беседами даёт наиболее положительные результаты. Музыка позитивно действует на психофизическое состояние ребенка, расслабляя и подготавливая его к творческой работе. Для занятий необходимо иметь широкий выбор изобразительных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, журналы, цветную бумагу, фольгу, текстиль, глину, пластилин. Карандаши, восковые мелки или фломастеры позволяют хорошо контролировать процесс рисования. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защите. Краски предоставляют большие возможности для  выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Они способны вызвать сильный эмоциональный отклик, ощущение радости открытия, стимулировать воображение.

Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более "энергоёмкой", затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний.

Внутренний мир ребенка сложен. Педагогам, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития могут сыграть и арт-терапия.

Существует большое количество различных форм изо-терапии, используя которые в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии можно преследовать разные цели. Любые традиционные формы работы подходят для развития мелкой моторики: гимнастика и специальные игры для пальчиков; лепка, рисование, вырезание из бумаги и аппликация; нанизывание бус и вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на картон; конструирование и др. Для достижения положительных результатов в работе с детьми огромное значение имеет развивающая предметно-пространственная среда. Так для детей с ОВЗ всегда были особенно популярны «Творческие мастерские, «Мастерилки», наполненные разнообразными материалами для творчески-продуктивной деятельности детей.

А. И. Копытин выделил четыре принципа арт-терапевтического воздействия, которые напрямую связаны с организацией средового пространства:

  1. Принцип использования разнообразных материалов.
  2. Принцип создания условий.
  3. Принцип посредничества взрослого человека.   
  4. Принцип использования специфических приемов в арт-терапевтической практике.                                                                                                              

Реализация этих принципов находит отражение, как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми с ОВЗ.

Особый акцент сделали на изо-терапию: рисование, лепку, аппликацию, оригами, с использованием художественной литературы, музыки, пения и танца. Таким образом, комплексная методика арт-терапии направлена на всестороннее развитие ребенка. Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной атмосфере.

  1. Знакомство с материалами, используемыми при рисовании (бумага, ее свойства, картон, краски и т.д.). Все даем в руки для любых видов манипуляций. Ребенок работает один (в группе только, если он предварительно подготовлен).
  2. Чирканье и мазанье карандашами и красками (кистями и пальцами). Работа в основном на бумаге (просто мажем все подряд во время знакомства с материалом).
  3. Работа с трафаретами.
  4. Раскрашивание готовых картинок. Раскрашивание простых и составных геометрических фигур с обязательным их называнием, проговариванием их расположения на листе и заданиями.
  5. Работа с копиркой. Работаем от простого к сложному. Обсуждаем сюжеты копируемых рисунков (подобранные психологом с учетом проблем детей).
  6. Рисование по клеткам.
  7. Самостоятельный рисунок на свободную тему.
  8. Рисунок на заданную тему (я в школе, дома, моя семья, я гуляю во дворе и т.п.).
  9. Все дети рисуют один рисунок на большом листе.

Этот этап необходим для закрепления навыков коммуникации. Также используем его для логического завершения работы (память для руководителя), подведения итогов (вот к чему мы пришли; какие мы стали: умелые, дружные, веселые и т.п.).  На занятиях используем  разные упражнения:

  • «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты, сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».
  • «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».
  • «Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».
  • «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».
  • «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый – сильный; счастливый – несчастный, печальный – веселый; любить – не любить; хороший – плохой; счастье – несчастье; доверие – подозрение; отдельно – вместе».
  • «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?».

Детям эмоционально зажатым, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям  предлагаются краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах или на конторках, глину, пластилин, рисование мелом.

В рамках коррекционных мероприятий дополнительно на занятиях  используется музыкальная терапия и танцевальная терапия, которые позволяют разрешить эмоционально-личностные проблемы детей, конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, устранить состояние эмоциональной депривации, отвержения, чувства одиночества, снять повышенную тревожность и импульсивностью.

Развитие мелкой моторики рук через ИЗО деятельность затрагивает все образовательные области.

Родители воспитанников – первые помощники в организации и создании среды оздоровления и развития у детей любознательности и познавательных интересов. Залог успеха развития ребёнка во многом зависит от планомерной активности родителей, поэтому мы познакомили их с идеей нашей работы, получили от них поддержку и желание помогать нам. Мы проводили:

  • "Дни открытых дверей".
  • Организовывали выставки творческих работ.
  • Привлекали родителей к участию в праздниках.
  • Кроме того, повышали психолого-педагогической культуру родителей.

Реализация коррекционно - образовательных задач  с детьми с ОВЗ в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия со специалистами разного профиля. Большую роль в эффективности работы с детьми ОВЗ играет взаимодействие с социумом, которое обеспечивается взаимодействием с разными организациями образования и культуры.

В результате: сформировался интерес к изобразительной деятельности, возросла потребность в детском творчестве, рисунки стали отличаться оригинальностью, обогатился эмоциональный мир ребенка; укрепилась мелкая моторика рук; расширился словарный запас; родители стали принимать более активное участие в жизни детей.

Литература

  1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб: Речь, 2010 – 256с.
  2. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.-248 с
  3. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально – нравственного развития.- СПб.: Речь, 2002.

Детальная картинка: