Развитие социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

13 августа 2019

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности

Государственная программа Российской федерации Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 годы ориентирует на создание в системе дошкольного образования детей равных возможностей для получения качественного образования и позитивной социализации независимо от вида дошкольных образовательных организаций.

Государственная программа Российской федерации Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 годы ориентирует на создание в системе дошкольного образования детей равных возможностей для получения качественного образования и позитивной социализации независимо от вида дошкольных образовательных организаций. Исходя из данного нормативного документа была разработана и апробирована Коррекционно-развивающая программа: «Развитие социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», которая способствовала успешной адаптации детей в первом классе школы и позитивной социализации их в детском сообществе. Основная цель предлагаемой программы: оптимизация социально-коммуникативной деятельности дошкольников за счет освоения норм социального поведения и формирования наиболее эффективных способов социального взаимодействия.

Данная программа представлена в виде ряда последовательных занятий, которые проводятся один раза в неделю продолжительностью 25-30 минут. Одно или несколько занятий объединены одними или несколькими практическими задачами. Занятия строятся на материале близком и доступном детям, связанном с актуальными для них проблемами.

Основными структурными элементами программы являются: сказкотерапевтические упражнения, беседы, игры, художественное творчество.

Структура программы разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям детей с ОВЗ. Форма работы – подгрупповая. Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

Апробация программы проходила в течении 3-х лет на базе МБДОУ «ДС № 418 г. Челябинска» в группах компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Программа состоит из следующих структурных блоков: диагностический, семь направлений образовательно-воспитательной деятельности: «Какое имя лучше», «Давайте жить дружно», «Легко ли быть вежливым», «Справимся вместе», «Учись быть храбрым», «Зачем нам ссориться», «Урок честности».

Система диагностики реализуется по двум методикам «Диагностика готовности ребенка к школе» А.И. Булычова, Н.С. Варенцова, Н.Е. Вераксы, «Два дома» Я.Л. Коломинского. Диагностика проводится на начало учебного года в сентябре и на конец учебного года в мае. Результаты диагностических заданий оформляются в сводные таблицы по группам для проведения количественного и качественного анализа и выявления «точек приложения усилий» на последующие этапы работы. 

Интерпретация отслеживаемых параметров у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ свидетельствует о том, что обучение и воспитание по программе «Развитие социально-коммуникативных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья» способствовало их социально-коммуникативному развитию, то есть управлению своим поведением, грамотному выбору поступков в сложной ситуации и осознанию ответственности за них; формированию общечеловеческих ценностей. Таких как искренность, доброта, забота, уважение в отношениях с другими людьми; понимание и принятие нравственных норм общества, усвоение образцов социально грамотного поведения.

Файлы:  Загрузить

Детальное описание: 

Государственная программа Российской федерации Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 годы ориентирует на создание в системе дошкольного образования детей равных возможностей для получения качественного образования и позитивной социализации независимо от вида дошкольных образовательных организаций. Исходя из данного нормативного документа была разработана и апробирована Коррекционно-развивающая программа: «Развитие социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», которая способствовала успешной адаптации детей в первом классе школы и позитивной социализации их в детском сообществе. Основная цель предлагаемой программы: оптимизация социально-коммуникативной деятельности дошкольников за счет освоения норм социального поведения и формирования наиболее эффективных способов социального взаимодействия.

Данная программа представлена в виде ряда последовательных занятий, которые проводятся один раза в неделю продолжительностью 25-30 минут. Одно или несколько занятий объединены одними или несколькими практическими задачами. Занятия строятся на материале близком и доступном детям, связанном с актуальными для них проблемами.

Основными структурными элементами программы являются: сказкотерапевтические упражнения, беседы, игры, художественное творчество.

Структура программы разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям детей с ОВЗ. Форма работы – подгрупповая. Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

Апробация программы проходила в течении 3-х лет на базе МБДОУ «ДС № 418 г. Челябинска» в группах компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Программа состоит из следующих структурных блоков: диагностический, семь направлений образовательно-воспитательной деятельности: «Какое имя лучше», «Давайте жить дружно», «Легко ли быть вежливым», «Справимся вместе», «Учись быть храбрым», «Зачем нам ссориться», «Урок честности».

Система диагностики реализуется по двум методикам «Диагностика готовности ребенка к школе» А.И. Булычова, Н.С. Варенцова, Н.Е. Вераксы, «Два дома» Я.Л. Коломинского. Диагностика проводится на начало учебного года в сентябре и на конец учебного года в мае. Результаты диагностических заданий оформляются в сводные таблицы по группам для проведения количественного и качественного анализа и выявления «точек приложения усилий» на последующие этапы работы. 

Интерпретация отслеживаемых параметров у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ свидетельствует о том, что обучение и воспитание по программе «Развитие социально-коммуникативных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья» способствовало их социально-коммуникативному развитию, то есть управлению своим поведением, грамотному выбору поступков в сложной ситуации и осознанию ответственности за них; формированию общечеловеческих ценностей. Таких как искренность, доброта, забота, уважение в отношениях с другими людьми; понимание и принятие нравственных норм общества, усвоение образцов социально грамотного поведения.

Детальная картинка: