Итоги IV Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности»

20 ноября 2019

Конференции

14 – 15 ноября 2019 года состоялась IV Международная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности», организованная Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования совместно с Министерством образования и науки Челябинской области, Национальной ассоциацией организаций дополнительного профессионального педагогического образования, Международной федерацией центров обучения активным методам образования (FICEMEA) и некоммерческим партнерством «Центр содействия распространению методов активного воспитания».

14 – 15 ноября 2019 года состоялась IV Международная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности», организованная Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования совместно с Министерством образования и науки Челябинской области, Национальной ассоциацией организаций дополнительного профессионального педагогического образования, Международной федерацией центров обучения активным методам образования (FICEMEA) и некоммерческим партнерством «Центр содействия распространению методов активного воспитания».

В конференции очно приняли участие 550 человек из 6 регионов Российской Федерации (г. Москва, Пермский край, Республика Татарстан, Курганская, Омская, Челябинская области), в том числе 32 территорий Челябинской области, а также представители СЕМЕА Франции (г. Париж). В Конференции приняли участие руководители и специалисты методических служб в сфере образования; преподаватели и научные сотрудники учреждений высшего профессионального образования, институтов переподготовки и повышения квалификации работников образования, институтов развития образования; руководящие и педагогические работники образовательных организаций различного типа, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, а также представители родительской общественности и социально ориентированных коммерческих и некоммерческих организаций.

Программа конференции

Целью научно-практической конференции являлось консолидация усилий государства, образовательных организаций, бизнеса и общественности в развитии дополнительного (внешкольного, неформального) образования, направленного на личностное развитие и социализацию детей и молодежи в изменяющихся условиях социокультурной и экономической ситуации в Российской Федерации и мире, презентация и обсуждение подходов, технологий и успешных практик развития востребованности, привлекательности и результативности дополнительного (внешкольного, неформального) образования.

В ходе конференции будут обсуждаться следующие вопросы:

  • изучение и реализация социального заказа и запроса рынка труда на дополнительное образование детей;
  • обеспечение доступности дополнительного образования детей, удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством его реализации;
  • управление развитием системы дополнительного (внешкольного) образования детей на региональном и муниципальном уровнях в изменяющихся социокультурных и экономических условиях;
  • инновационное обновление содержания и технологий дополнительного образования детей при реализации дополнительных общеобразовательных программ различной направленности (в том числе с учетом удовлетворения образовательных потребностей различных категорий детей: одаренных детей; детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей из семей мигрантов и переселенцев, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с девиантным поведением и осужденных за правонарушения);
  • развитие дополнительного (внешкольного, неформального) образования в условиях межведомственного и сетевого взаимодействия образовательных организаций, государственно-частного партнерства;
  • развитие профессиональной компетентности управленческих и педагогических работников образования в условиях совершенствования дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей и молодежи;
  • международный, национальный и региональный опыт поддержки и продвижения инновационных проектов в сфере дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей и молодежи;
  • развитие воспитательного потенциала дополнительного (внешкольного, неформального) образования, направленного на удовлетворение образовательных потребностей детей и молодежи в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании;
  • роль различных институтов гражданского общества в совершенствовании и реализации государственной и региональной политики по развитию  дополнительного (внешкольного, неформального) образования (в том числе общественных организаций, средств массовой информации, профессиональных союзов и ассоциаций).

К началу проведения конференции были опубликованы материалы 78 статей 134 участников научно-практической конференции. В сборнике представлены статьи, отражающие основные положения научно-прикладных исследований, опыт работы ученых и практиков образовательных организаций, представителей общественности Российской Федерации, Белоруссии, Франции. Содержание статей представляет различные научно-исследовательские и практико-ориентированные аспекты развития дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей и молодежи в контексте современной социокультурной и экономической ситуации.

Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности : материалы IV Международной научно-практической конференции / Челябинск, 14–15 ноября 2019 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019. – 352 с

Материалы конференции

На пленарном заседании конференции были представлены следующие доклады:

«Актуальные компетенции педагогических работников системы дополнительного образования в контексте реализации национального проекта «Образование»
Кисляков Алексей Вячеславович, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук, доцент

Презентация Кислякова А.В.

«Личностный потенциал современного дополнительного образования детей»
Голованов Виктор Петрович, главный научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РФ

Презентация Голованова В.П.

«На фронтире образования и технологий. Как встроиться в государственную повестку развития талантов»
Тучина Мария Евгеньевна, руководитель проектов АО «Российская венчурная компания», Интегратор сообществ кружкового движения Rukami

Презентации Тучиной М.Е.

«Взаимодействие дополнительного и неформального образования: зона роста конструктивного потенциала»
Харланова Елена Михайловна, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, куратор научно-методического сопровождения регионального отделения Челябинской области «Российского движения школьников»

Презентация Харлановой Е.М.

«Управление развитием учреждения дополнительного образования в условиях реализации современной модели образования»
Смирнова Юлия Викторовна, директор МАУДО «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска», кандидат педагогических наук

Презентация Смирновой Ю.В.

«Роль некоммерческих и общественных организаций в реализации государственной политики по развитию дополнительного и неформального образования детей»
Рубцова Ольга Владимировна, ректор Академии инновационного образования и развития, председатель Всероссийского экспертного совета Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», кандидат педагогических наук

Презентация Рубцовой О.В.

«Создание условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования»
Сапожникова Татьяна Викторовна, директор МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи», г. Копейск Челябинской области

Презентация Сапожниковой Т.В.

«Действовать через культуру и образование для справедливого, равного для всех, социального, устойчивого общества»
Кристиан Готеллье, национальный директор CEMEA (Национальная ассоциация центров обучения методам активного образования) Франции

«Организация системы по формированию социально-активной личности детей и подростков в условиях дополнительного образования на муниципальном уровне»
Лагойда Виталий Юрьевич, директор МКУДО «Дом детства и юношества», г. Щучье Курганской области

Презентация Лагойда В.Ю.

Видеозапись пленарного заседания

Обсуждение актуальных вопросов, рассмотренных на пленарном заседании конференции, продолжилось на круглых столах по следующим темам:

  1. Инновационное обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее востребованность, привлекательность, результативность реализации дополнительных общеобразовательных программ
  2. Разработка и реализация актуальных инновационных проектов в сфере дополнительного образования детей и взрослых как основа интеграции ресурсов институционального, муниципального и регионального уровня
  3. Дополнительное образование как ресурс развития социальной активности детей и молодежи

Практический опыт организации воспитания был представлен на мастер-классах и педагогических мастерских участниками конференции, в том числе победителями и финалистами конкурсов профессионального мастерства различного уровня «Самый классный, классный», «Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «Учитель года», «Педагог-психолог года» в рамках мероприятия «Педагогический интерактив «Стратегия успеха».

Аннотации мастер-классов

Детальное описание: 

14 – 15 ноября 2019 года состоялась IV Международная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности», организованная Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования совместно с Министерством образования и науки Челябинской области, Национальной ассоциацией организаций дополнительного профессионального педагогического образования, Международной федерацией центров обучения активным методам образования (FICEMEA) и некоммерческим партнерством «Центр содействия распространению методов активного воспитания».

В конференции очно приняли участие 550 человек из 6 регионов Российской Федерации (г. Москва, Пермский край, Республика Татарстан, Курганская, Омская, Челябинская области), в том числе 32 территорий Челябинской области, а также представители СЕМЕА Франции (г. Париж). В Конференции приняли участие руководители и специалисты методических служб в сфере образования; преподаватели и научные сотрудники учреждений высшего профессионального образования, институтов переподготовки и повышения квалификации работников образования, институтов развития образования; руководящие и педагогические работники образовательных организаций различного типа, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, а также представители родительской общественности и социально ориентированных коммерческих и некоммерческих организаций.

Программа конференции

Целью научно-практической конференции являлось консолидация усилий государства, образовательных организаций, бизнеса и общественности в развитии дополнительного (внешкольного, неформального) образования, направленного на личностное развитие и социализацию детей и молодежи в изменяющихся условиях социокультурной и экономической ситуации в Российской Федерации и мире, презентация и обсуждение подходов, технологий и успешных практик развития востребованности, привлекательности и результативности дополнительного (внешкольного, неформального) образования.

В ходе конференции будут обсуждаться следующие вопросы:

  • изучение и реализация социального заказа и запроса рынка труда на дополнительное образование детей;
  • обеспечение доступности дополнительного образования детей, удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством его реализации;
  • управление развитием системы дополнительного (внешкольного) образования детей на региональном и муниципальном уровнях в изменяющихся социокультурных и экономических условиях;
  • инновационное обновление содержания и технологий дополнительного образования детей при реализации дополнительных общеобразовательных программ различной направленности (в том числе с учетом удовлетворения образовательных потребностей различных категорий детей: одаренных детей; детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей из семей мигрантов и переселенцев, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с девиантным поведением и осужденных за правонарушения);
  • развитие дополнительного (внешкольного, неформального) образования в условиях межведомственного и сетевого взаимодействия образовательных организаций, государственно-частного партнерства;
  • развитие профессиональной компетентности управленческих и педагогических работников образования в условиях совершенствования дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей и молодежи;
  • международный, национальный и региональный опыт поддержки и продвижения инновационных проектов в сфере дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей и молодежи;
  • развитие воспитательного потенциала дополнительного (внешкольного, неформального) образования, направленного на удовлетворение образовательных потребностей детей и молодежи в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании;
  • роль различных институтов гражданского общества в совершенствовании и реализации государственной и региональной политики по развитию  дополнительного (внешкольного, неформального) образования (в том числе общественных организаций, средств массовой информации, профессиональных союзов и ассоциаций).

К началу проведения конференции были опубликованы материалы 78 статей 134 участников научно-практической конференции. В сборнике представлены статьи, отражающие основные положения научно-прикладных исследований, опыт работы ученых и практиков образовательных организаций, представителей общественности Российской Федерации, Белоруссии, Франции. Содержание статей представляет различные научно-исследовательские и практико-ориентированные аспекты развития дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей и молодежи в контексте современной социокультурной и экономической ситуации.

Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности : материалы IV Международной научно-практической конференции / Челябинск, 14–15 ноября 2019 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019. – 352 с

Материалы конференции

На пленарном заседании конференции были представлены следующие доклады:

«Актуальные компетенции педагогических работников системы дополнительного образования в контексте реализации национального проекта «Образование»
Кисляков Алексей Вячеславович, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук, доцент

Презентация Кислякова А.В.

«Личностный потенциал современного дополнительного образования детей»
Голованов Виктор Петрович, главный научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РФ

Презентация Голованова В.П.

«На фронтире образования и технологий. Как встроиться в государственную повестку развития талантов»
Тучина Мария Евгеньевна, руководитель проектов АО «Российская венчурная компания», Интегратор сообществ кружкового движения Rukami

Презентации Тучиной М.Е.

«Взаимодействие дополнительного и неформального образования: зона роста конструктивного потенциала»
Харланова Елена Михайловна, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, куратор научно-методического сопровождения регионального отделения Челябинской области «Российского движения школьников»

Презентация Харлановой Е.М.

«Управление развитием учреждения дополнительного образования в условиях реализации современной модели образования»
Смирнова Юлия Викторовна, директор МАУДО «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска», кандидат педагогических наук

Презентация Смирновой Ю.В.

«Роль некоммерческих и общественных организаций в реализации государственной политики по развитию дополнительного и неформального образования детей»
Рубцова Ольга Владимировна, ректор Академии инновационного образования и развития, председатель Всероссийского экспертного совета Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», кандидат педагогических наук

Презентация Рубцовой О.В.

«Создание условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования»
Сапожникова Татьяна Викторовна, директор МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи», г. Копейск Челябинской области

Презентация Сапожниковой Т.В.

«Действовать через культуру и образование для справедливого, равного для всех, социального, устойчивого общества»
Кристиан Готеллье, национальный директор CEMEA (Национальная ассоциация центров обучения методам активного образования) Франции

«Организация системы по формированию социально-активной личности детей и подростков в условиях дополнительного образования на муниципальном уровне»
Лагойда Виталий Юрьевич, директор МКУДО «Дом детства и юношества», г. Щучье Курганской области

Презентация Лагойда В.Ю.

Видеозапись пленарного заседания

Обсуждение актуальных вопросов, рассмотренных на пленарном заседании конференции, продолжилось на круглых столах по следующим темам:

  1. Инновационное обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее востребованность, привлекательность, результативность реализации дополнительных общеобразовательных программ
  2. Разработка и реализация актуальных инновационных проектов в сфере дополнительного образования детей и взрослых как основа интеграции ресурсов институционального, муниципального и регионального уровня
  3. Дополнительное образование как ресурс развития социальной активности детей и молодежи

Практический опыт организации воспитания был представлен на мастер-классах и педагогических мастерских участниками конференции, в том числе победителями и финалистами конкурсов профессионального мастерства различного уровня «Самый классный, классный», «Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «Учитель года», «Педагог-психолог года» в рамках мероприятия «Педагогический интерактив «Стратегия успеха».

Аннотации мастер-классов

Детальная картинка: