Модель образовательного технопарка

27 сентября 2021

Детские образовательные технопарки

В 2016 году в Челябинской области была утверждена Концепция «Образовательный технопарк «ТЕМП» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01/2608 от 17 августа 2016 г.).

В 2016 году в Челябинской области была утверждена Концепция «Образовательный технопарк «ТЕМП» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01/2608 от 17 августа 2016 г.) (далее – Концепция).

В Концепции «Образовательный технопарк» рассматривается в качестве организационно-технологической структуры, представляющей собой объединение юридических и физических лиц, обладающих возможностью влиять на интеграцию нормативно-правовых, кадровых, инновационных, информационно-коммуникационных, образовательно-технологических ресурсов в системе «образование – наука – промышленное и бизнес-сообщество региона» и заинтересованных осуществлять в системе образования региона поиск, выращивание и поддержку инновационных идей и технологических решений, а также их продвижение до реального промышленного производства.

Обеспечивая реализацию региональной концепции «Образовательный технопарк «ТЕМП», в 2016 году государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» выступает с инициативой сопровождения территорий, потенциально готовых к созданию образовательных технопарков. В качестве формы сопровождения выбирается разработка научно-прикладного проекта по теме «Создание образовательного технопарка «ТЕМП» в муниципальном образовании» (Решение Ученого совета № 9/7 от 26.10.2016 г. и приказом ГБУ ДПО ЧИППКРО № 853 от 01 ноября 2016 г.). С этой целью были заключены соглашения о сотрудничестве с инициаторами создания образовательных технопарков в муниципальных образованиях.

Научно-прикладной проект «Создание образовательного технопарка «ТЕМП» в муниципальном образовании» реализовывался в период с 2016 по 2020 г.г.

К результатам реализации научно-прикладного проекта «Создание образовательного технопарка «ТЕМП» в муниципальном образовании» можно отнести:

1. Адаптацию муниципального образовательного пространства под современные вызовы: обновление содержания образования как общего, так и дополнительного; развертывание современного инфраструктурного обеспечения образовательного процесса и обеспечение роста профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.

2. Разработка новых образовательных программ для обучающихся общеобразовательных организаций:

  • развертывание сети дополнительных общеобразовательных программ технической и естественно-научной направленностей, разрабатываемых в логике национальной технологической инициативы (далее НТИ)
  • разработка и реализация курсов по выбору (элективных и факультативных курсов) по образовательным программам основного общего и/или среднего общего образования предусматривающих предпрофессиональную подготовку.
3. Создания новой инфраструктуры для обеспечения образовательного процесса по указанным выше программ. Интеграция усилий муниципальных структур управления, образовательных организаций, научного, промышленного и бизнес-сообщества для создания в муниципалитете комфортной проектно-продуктивной среды на основе имеющихся ресурсов (нормативно-правовых, кадровых, инновационных, информационно - коммуникационных, образовательно - технологических) т.е. использования внутренних ресурсов. Появились партнеры резиденты, которыми стали как представители реального сектора экономики, так и образовательные организации, за счет которых расширялось образовательное пространство технопарков.

4. Участие в инновационной, в том числе грантовой деятельности, когда организации получали под реализацию конкретных образовательных инициатив Грант Президента РФ, становились Федеральными инновационными площадками.

Концептуальные основы реализации научно-прикладного проекта и опыт образовательных технопарков опубликован в сборниках и статье ГБУ ДПО ЧИППКРО:

  • Образовательный технопарк «ТЕМП»: концепция и модели воплощения / под ред. В. Н. Кеспикова. – Челябинск:ЧИППКРО, 2016. – 104 с.

Ссылка: https://ipk74.ru/showcase/obrazovatelnyj-tehnopark-temp-koncepciya-i-modeli-voploshheniya-2016/

  • Научно-методическое сопровождение муниципальных моделей образовательного технопарка «ТЕМП»: сборник эффективного управленческого и педагогического опыта научно-прикладных проектов . В 3 ч. Ч. 1 / Челябинск / под ред. М.И. Солодковой, Н. В. Каменковой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – 96 с.
  • Научно-методическое сопровождение муниципальных моделей образовательного технопарка «ТЕМП»: сборник эффективного управленческого и педагогического опыта научно-прикладных проектов. В 3 ч. Ч. 2 / под ред. М. И. Солодковой, Н.В. Каменковой. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 160 с.

Ссылка: https://ipk74.ru/showcase/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-munitsipalnykh-modeley-obrazovatelnogo-tekhnoparka-temp-sbornik/

  • Научно-методическое сопровождение муниципальных моделей образовательного технопарка «ТЕМП»: сборник эффективного управленческого и педагогического опыта научно-прикладных проектов. В 3 ч. Ч. 3 / под ред. М. И. Солодковой, Н.В. Каменковой. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 80 с.

Ссылка: https://ipk74.ru/showcase/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-munitsipalnykh-modeley-obrazovatelnogo-tekhnoparka-temp-sbornik-2/

  • Кисляков, А.В. Образовательный технопарк как эффективная практика организации дополнительного образования детей в Челябинской области / А.В. Кисляков А.В., Ребикова Ю.В., Кинева Е.Л., Лямцева Е.В. // Вопросы педагогики. – 2020. – № 3-2. – С. 112-116.

Ссылка на статью

https://ipk74.ru/upload/iblock/1ee/1ee8806236a8474d0a3374fb1d2fe682.pdf

Образовательными технопарками разработаны модели образовательных технопарков:

1. Модели образовательных технопарков – 6

2. Статьи участников Научно-прикладной проект «Создание образовательного технопарка «ТЕМП» в муниципальном образовании»:

2.1.            

https://elibrary.ru/download/elibrary_42921222_41231057.pdf

https://elibrary.ru/download/elibrary_42921281_75306527.pdf

https://elibrary.ru/download/elibrary_42921301_27654702.pdf

https://elibrary.ru/download/elibrary_42852305_83514687.pdf

https://elibrary.ru/download/elibrary_43061003_99990060.pdf

https://elibrary.ru/download/elibrary_42985911_27881295.pdf

2.2.

  • М. П. Буручёва. «Система работы по самоопределению обучающихся в образовательной организации» // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований : материалы II Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20–21 октября 2020 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППК. С. 107
  • Л. В. Романова, С. В. Полянская, Н. А. Пензина. «Возможности профориентационной работы образовательного технопарка в профессиональном воспитании детей» // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований: материалы II Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20–21 октября 2020 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППК. С.342
  • И. Б. Тарасова, О. Ф. Титченко. «Воспитательный потенциал образовательного технопарка» // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований: материалы II Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20–21 октября 2020 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППК. С. 386
  • Араптанова О. В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и школьников Саткинского муниципального района на примере включения в ДОП средств медиапедагогики» // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований: материалы II Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20–21 октября 2020 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППК. С. 58

https://ipk74.ru/upload/documents/pres/2020-10-23-konf-mat-konf.pdf

Детальное описание: 

В 2016 году в Челябинской области была утверждена Концепция «Образовательный технопарк «ТЕМП» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01/2608 от 17 августа 2016 г.) (далее – Концепция).

В Концепции «Образовательный технопарк» рассматривается в качестве организационно-технологической структуры, представляющей собой объединение юридических и физических лиц, обладающих возможностью влиять на интеграцию нормативно-правовых, кадровых, инновационных, информационно-коммуникационных, образовательно-технологических ресурсов в системе «образование – наука – промышленное и бизнес-сообщество региона» и заинтересованных осуществлять в системе образования региона поиск, выращивание и поддержку инновационных идей и технологических решений, а также их продвижение до реального промышленного производства.

Обеспечивая реализацию региональной концепции «Образовательный технопарк «ТЕМП», в 2016 году государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» выступает с инициативой сопровождения территорий, потенциально готовых к созданию образовательных технопарков. В качестве формы сопровождения выбирается разработка научно-прикладного проекта по теме «Создание образовательного технопарка «ТЕМП» в муниципальном образовании» (Решение Ученого совета № 9/7 от 26.10.2016 г. и приказом ГБУ ДПО ЧИППКРО № 853 от 01 ноября 2016 г.). С этой целью были заключены соглашения о сотрудничестве с инициаторами создания образовательных технопарков в муниципальных образованиях.

Научно-прикладной проект «Создание образовательного технопарка «ТЕМП» в муниципальном образовании» реализовывался в период с 2016 по 2020 г.г.

К результатам реализации научно-прикладного проекта «Создание образовательного технопарка «ТЕМП» в муниципальном образовании» можно отнести:

1. Адаптацию муниципального образовательного пространства под современные вызовы: обновление содержания образования как общего, так и дополнительного; развертывание современного инфраструктурного обеспечения образовательного процесса и обеспечение роста профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.

2. Разработка новых образовательных программ для обучающихся общеобразовательных организаций:

  • развертывание сети дополнительных общеобразовательных программ технической и естественно-научной направленностей, разрабатываемых в логике национальной технологической инициативы (далее НТИ)
  • разработка и реализация курсов по выбору (элективных и факультативных курсов) по образовательным программам основного общего и/или среднего общего образования предусматривающих предпрофессиональную подготовку.
3. Создания новой инфраструктуры для обеспечения образовательного процесса по указанным выше программ. Интеграция усилий муниципальных структур управления, образовательных организаций, научного, промышленного и бизнес-сообщества для создания в муниципалитете комфортной проектно-продуктивной среды на основе имеющихся ресурсов (нормативно-правовых, кадровых, инновационных, информационно - коммуникационных, образовательно - технологических) т.е. использования внутренних ресурсов. Появились партнеры резиденты, которыми стали как представители реального сектора экономики, так и образовательные организации, за счет которых расширялось образовательное пространство технопарков.

4. Участие в инновационной, в том числе грантовой деятельности, когда организации получали под реализацию конкретных образовательных инициатив Грант Президента РФ, становились Федеральными инновационными площадками.

Концептуальные основы реализации научно-прикладного проекта и опыт образовательных технопарков опубликован в сборниках и статье ГБУ ДПО ЧИППКРО:

  • Образовательный технопарк «ТЕМП»: концепция и модели воплощения / под ред. В. Н. Кеспикова. – Челябинск:ЧИППКРО, 2016. – 104 с.

Ссылка: https://ipk74.ru/showcase/obrazovatelnyj-tehnopark-temp-koncepciya-i-modeli-voploshheniya-2016/

  • Научно-методическое сопровождение муниципальных моделей образовательного технопарка «ТЕМП»: сборник эффективного управленческого и педагогического опыта научно-прикладных проектов . В 3 ч. Ч. 1 / Челябинск / под ред. М.И. Солодковой, Н. В. Каменковой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – 96 с.
  • Научно-методическое сопровождение муниципальных моделей образовательного технопарка «ТЕМП»: сборник эффективного управленческого и педагогического опыта научно-прикладных проектов. В 3 ч. Ч. 2 / под ред. М. И. Солодковой, Н.В. Каменковой. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 160 с.

Ссылка: https://ipk74.ru/showcase/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-munitsipalnykh-modeley-obrazovatelnogo-tekhnoparka-temp-sbornik/

  • Научно-методическое сопровождение муниципальных моделей образовательного технопарка «ТЕМП»: сборник эффективного управленческого и педагогического опыта научно-прикладных проектов. В 3 ч. Ч. 3 / под ред. М. И. Солодковой, Н.В. Каменковой. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 80 с.

Ссылка: https://ipk74.ru/showcase/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-munitsipalnykh-modeley-obrazovatelnogo-tekhnoparka-temp-sbornik-2/

  • Кисляков, А.В. Образовательный технопарк как эффективная практика организации дополнительного образования детей в Челябинской области / А.В. Кисляков А.В., Ребикова Ю.В., Кинева Е.Л., Лямцева Е.В. // Вопросы педагогики. – 2020. – № 3-2. – С. 112-116.

Ссылка на статью

https://ipk74.ru/upload/iblock/1ee/1ee8806236a8474d0a3374fb1d2fe682.pdf

Образовательными технопарками разработаны модели образовательных технопарков:

1. Модели образовательных технопарков – 6

2. Статьи участников Научно-прикладной проект «Создание образовательного технопарка «ТЕМП» в муниципальном образовании»:

2.1.            

https://elibrary.ru/download/elibrary_42921222_41231057.pdf

https://elibrary.ru/download/elibrary_42921281_75306527.pdf

https://elibrary.ru/download/elibrary_42921301_27654702.pdf

https://elibrary.ru/download/elibrary_42852305_83514687.pdf

https://elibrary.ru/download/elibrary_43061003_99990060.pdf

https://elibrary.ru/download/elibrary_42985911_27881295.pdf

2.2.

  • М. П. Буручёва. «Система работы по самоопределению обучающихся в образовательной организации» // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований : материалы II Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20–21 октября 2020 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППК. С. 107
  • Л. В. Романова, С. В. Полянская, Н. А. Пензина. «Возможности профориентационной работы образовательного технопарка в профессиональном воспитании детей» // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований: материалы II Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20–21 октября 2020 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППК. С.342
  • И. Б. Тарасова, О. Ф. Титченко. «Воспитательный потенциал образовательного технопарка» // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований: материалы II Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20–21 октября 2020 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППК. С. 386
  • Араптанова О. В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и школьников Саткинского муниципального района на примере включения в ДОП средств медиапедагогики» // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований: материалы II Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20–21 октября 2020 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППК. С. 58

https://ipk74.ru/upload/documents/pres/2020-10-23-konf-mat-konf.pdf

Детальная картинка: