Жизнь на уроке должна стать подлинной: о работе межмуниципальной лаборатории «Развитие предметных компетенций обучающихся в условиях реализации Концепций предметных областей»

4 декабря 2019

Современный мир быстро меняется, школа и ее ключевые задачи, формы ее работы, требования, предъявляемые ей обществом, не исключение. Однако не только готовность к переменам, но и готовность к продуктивному и творческому сотрудничеству с коллегами, верно выстроенное сетевое взаимодействие с образовательными организациями города, области, региона, страны становятся ключевыми параметрами эффективной школы. 

Современный мир быстро меняется, школа и ее ключевые задачи, формы ее работы, требования, предъявляемые ей обществом, не исключение. Однако не только готовность к переменам, но и готовность к продуктивному и творческому сотрудничеству с коллегами, верно выстроенное сетевое взаимодействие с образовательными организациями города, области, региона, страны становятся ключевыми параметрами эффективной школы. Главные тенденции образования в России сегодня – обеспечение качественного образования для всех и, как следствие, модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. С этой целью 28 ноября в Чесме встретились и обменялись опытом высококлассные специалисты, мастера своего дела. Их объединила работа в межмуниципальной лаборатории «Развитие предметных компетенций обучающихся в условиях реализации Концепций предметных областей», собравшей лучшие школы Челябинской области, задействованные в проекте базовых площадок ЧИППКРО. Организаторами и идейными вдохновителями лаборатории выступили: МАОУ «Академический лицей» города Магнитогорска и Управление образования Чесменского района. Активное участие в ее работе приняли начальники управлений образования сразу трех районов – Чесменского, Варнинского и Троицкого.

В рамках лаборатории были проведены заседания межмуниципальных методических объединений по математике, технологии, информатике, физике, ОБЖ. Активно и заинтересованно собравшиеся учителя обсудили основные положения концепции преподавания данных  предметных областей, обменялись опытом реализации концепции в своих образовательных организациях, продемонстрировали друг другу продуктивные формы работы по реализации основных направлений концепции преподавания самых востребованных предметов, которые сегодня часто именуют «ТЕМПовыми».

Работу межмуниципальной лаборатории открыла Глава Чесменского муниципального района Жморщук Татьяна Васильевна, отметив значимость и продуктивность сетевого взаимодействия в реализации образовательных программ и совместных образовательных проектов. Е.М.Артемьева, начальник управления образования администрации Чесменского муниципального района, возглавив работу  круглого стола руководителей образовательных организаций, отметила результативную работу Ассоциации «Образовательное содружество», объединяющую десятки школ нашей области, под руководством ректората Южно-Уральского государственного аграрного университета. После директор МАОУ «Академический лицей» Л.Н. Смушкевич выступила с интересным и актуальным докладом «Современное образование: тренды и инновационные аспекты концепции модернизации предметных областей». Ее коллега – А.А.Кормилицын, директор МОУ «СОШ» (п. Новый Урал), поделился живым опытом работы региональной инновационной площадки. Его доклад был посвящен интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения по профессиям «Сварщик», «Портной». Доцент ЮрГАУ В.В. Садырин рассказал собравшимся о перспективах взаимодействия «Школа – вуз» в рамках работы Ассоциации «Образовательное содружество».

Конечно же, успех и польза работы лаборатории были бы неполными без живого опыта лучших учителей-практиков, которые подготовили для собравшихся самые интересные находки из копилки своего профессионального мастерства. И опытные педагоги, и школьники, участвуя в работе мастер-классов, практикумов, семинаров, учились нестандартно мыслить, ставить неудобные, неожиданные задачи и решать их.

А.В. Литвин, заведующий кафедрой информатики, заведующий лабораторией информатики и ИКТ, учитель информатики высшей категории МАОУ «Академический лицей», представил на суд собравшихся свой семинар «Интеграция учебных дисциплин Информатика и Технология в рамках внедрения новых образовательных предметных концепций». Многоуровневая структура данного семинара включила в себя как теоретическую часть (анализ концепций преподавания инженерных дисциплин; формирование у обучающихся готовности к проектной деятельности), так и практическую, в которой речь шла о современных средствах трехмерного моделирования, об образовательной робототехнике как инструменте проектной деятельности и даже об изучении основ алгебры логики средствами виртуальной микроэлектроники. Созвучным семинару А.В. Литвина и тоже очень актуальным для современного образования стал семинар-практикум кандидата педагогических наук,  учителя технологии, заведующего лабораторией мехатроники, моделирования и прототипирования МАОУ «Академический лицей» П.А. Труфанова. Он был посвящен современной концепции преподавания предмета «Технология» в направлении 3D-моделирования и робототехники.

Математики порадовали коллег практикумом «Решение экономических задач при подготовке к ЕГЭ», его представила аудитории учитель математики из села Варна Наталья Владимировна Румянцева (МОУ СОШ №2). Для успешного решения подобных задач требуется не только владеть определенным математическим инструментарием, но и уметь самостоятельно строить математические модели по заданным условиям. В отличие от других заданий ЕГЭ, «экономические» задачи не отличаются большим разнообразием и встречаются лишь нескольких типов. Н.В. Румянцева поделилась с собравшимися своими новаторскими методическими разработками.

Алена Валерьевна Христева, кандидат педагогический наук, почетный работник сферы образования РФ, заведующая кафедрой математики, заведующая лабораторией подготовки олимпиадного резерва, учитель математики высшей категории МАОУ «Академический лицей», провела в Чесме семинар-практикум «Современные технологии подготовки школьников к математическим турнирам». Алена Валерьевна поделилась с нами своими впечатлениям о встрече: «На моем практикуме присутствовало 20 учителей из Варнинского и Чесменского районов. Я рассказала коллегам о том, как много мероприятий существует сегодня для работы с одаренными детьми в сети Интернет. Благодаря всеобщему доступу к ним учителя без особых затрат могут заниматься развитием своих одаренных ребят. Всевозможные конкурсы, олимпиады, интернет-карусели, международные on-line соревнования – это и непрерывное развитие в сфере математики, и вполне реальные шансы на престижный вуз в будущем.  Я очень хотела зажечь учителей идеей развития одаренных ребят. Статусные сетевые конкурсы, соревнования разного формата – это выход для тех, кто живет далеко от центра. У современного учителя не должно и не может быть ощущения, что он на необитаемом острове. Сегодня в сети абсолютно бесплатно можно поучаствовать не только в самом конкурсе, но и получить доступ к подготовительным занятиям, где тебе покажут подробное решение задач, да еще дадут интересные комментарии к ним. Также на своем семинаре я показала коллегам, как строю и на какой методологической системе основываю занятия своего кружка по комбинаторике. Мне важно было донести до них, что любую, даже очень сложную задачу, можно помочь решить ребенку, не лишая его эффекта первого открытия. Ученик все сделает сам, если вооружить его правильным приемом и, конечно, если зародить в нем неподдельный интерес. Учителя с удовольствием включились в работу. И в финале меня порадовали не столько слова признательности, сколько просьба, озвученная практически всеми: «еще бы «порешать» такое!» Нам на самом деле на все не хватило времени».

Виталий Станиславович Мошкин, тьютор МАОУ «Академический лицей» провел для обучающихся математическую игру «Домино». Виталий Станиславович так прокомментировал свою работу: «Ребята 6-7 классов впервые участвовали в таком мероприятии. Да и с такими сложными, неожиданными задачами, по-видимому, они встретились тоже в первый раз. Исключение составили лишь задачи логического характера. Не знающие, что именно им предстоит, просились поиграть, даже пропуская какие-то свои уроки. Среди них мною были замечены и те, кто проявил здоровое любопытство к серьёзным задачам, а не только к увлекательности самого процесса игры. «Домино» требует слаженной работы, когда все вместе думают над какой-то одной задачей. Мне приятно отметить, что ребята собрались, хотя поначалу некоторые пытались действовать, как им заблагорассудится. Конечно же, два часа напряжённо думать – доступно далеко не всем. Нужно иметь большую склонность к предмету, способности и искреннюю увлеченность математикой».

Все материалы представителей межмуниципального методического объединения учителей физики были посвящены школьной практике педагогов, звучали очень конкретно и полезно. Заместитель директора, учитель физики высшей категории МАОУ «Академический лицей» Е.В. Костомарова рассказала коллегам об особенности оценивания по физике в контексте концепции модернизации содержаний и технологии преподавания предмета. Учитель физики высшей категории из МОУ «СОШ поселка Покровка» И.А. Луцкая показала мастер-класс «Использование системно-деятельностного подхода при моделировании урока физики по ФГОС», а А.В. Басков, учитель физики МБОУ «Дробышевская СОШ» из Троицкого района, провел практикум «Использование аналитических материалов ФИПИ по  физике  в ходе подготовки  к ГИА».

Никого не оставил равнодушным захватывающий мастер-класс, осуществленный непосредственно в пожарной части Чесмы С.А. Анпилоговым, преподавателем-организатором ОБЖ высшей категории, заведующим лабораторией профориентации в области правоохранительной деятельности и военного дела МАОУ «Академический лицей». Он живо, с постоянными примерами из жизни рассказал собравшимся о вариативных практикоориентированных методах обучения в формировании готовности обучающихся к самостоятельным адекватным действиям в различных реальных ситуациях повседневности, что является ключевой идеей концептуальных положений преподавания ОБЖ.   Можно сказать, что сведения, озвученные С.А. Анпилоговым, пригодятся всем без исключения, причем, не только в профессиональной деятельности, но и в реальной жизни.

Помирить теорию и практику, соединить школу и жизнь, традиции и злободневные требования, предъявляемые к сегодняшней школе, - это далеко не полный перечень важнейших задач, решенных в рамках межмуниципальной лаборатории «Развитие предметных компетенций обучающихся в условиях реализации Концепций предметных областей». В результате работы методических объединений был принят ряд существенных решений. Среди них особо стоит отметить следующие: создать условия по формированию приоритетов развития математической грамотности, ИКТ компетентности, здорового образа жизни, профессиональной подготовки обучающихся через реализацию Концепции предметных областей. Совершенствовать формы и методы работы в образовательных организациях по изменению содержания и технологий в образовательном процессе в условиях реализации основной образовательной программы среднего основного образования в части элективных курсов и внеурочной деятельности учебного плана 10-11 классов. Продолжить взаимодействие с ФГБОУ ВО «ЮУрГАУ» на основе договорных отношений (согласие) в рамках взаимодействия вуз-школа в целях профессиональной подготовки обучающихся.

Многие сегодня пишут и рассуждают о том, что «жизнь на уроке должна стать подлинной». Сделать ее такой – задача современной школы и ответственного педагога. А один из самых реальных путей решения данной задачи - компетентностный подход, который позволит ребенку не просто получить образование вообще, а оправдать ожидания государства о становлении «инженера будущего» – работника, умеющего и желающего творчески решать самые сложные профессиональные задачи.

Галерея:  Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить

Детальное описание: 

Современный мир быстро меняется, школа и ее ключевые задачи, формы ее работы, требования, предъявляемые ей обществом, не исключение. Однако не только готовность к переменам, но и готовность к продуктивному и творческому сотрудничеству с коллегами, верно выстроенное сетевое взаимодействие с образовательными организациями города, области, региона, страны становятся ключевыми параметрами эффективной школы. Главные тенденции образования в России сегодня – обеспечение качественного образования для всех и, как следствие, модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. С этой целью 28 ноября в Чесме встретились и обменялись опытом высококлассные специалисты, мастера своего дела. Их объединила работа в межмуниципальной лаборатории «Развитие предметных компетенций обучающихся в условиях реализации Концепций предметных областей», собравшей лучшие школы Челябинской области, задействованные в проекте базовых площадок ЧИППКРО. Организаторами и идейными вдохновителями лаборатории выступили: МАОУ «Академический лицей» города Магнитогорска и Управление образования Чесменского района. Активное участие в ее работе приняли начальники управлений образования сразу трех районов – Чесменского, Варнинского и Троицкого.

В рамках лаборатории были проведены заседания межмуниципальных методических объединений по математике, технологии, информатике, физике, ОБЖ. Активно и заинтересованно собравшиеся учителя обсудили основные положения концепции преподавания данных  предметных областей, обменялись опытом реализации концепции в своих образовательных организациях, продемонстрировали друг другу продуктивные формы работы по реализации основных направлений концепции преподавания самых востребованных предметов, которые сегодня часто именуют «ТЕМПовыми».

Работу межмуниципальной лаборатории открыла Глава Чесменского муниципального района Жморщук Татьяна Васильевна, отметив значимость и продуктивность сетевого взаимодействия в реализации образовательных программ и совместных образовательных проектов. Е.М.Артемьева, начальник управления образования администрации Чесменского муниципального района, возглавив работу  круглого стола руководителей образовательных организаций, отметила результативную работу Ассоциации «Образовательное содружество», объединяющую десятки школ нашей области, под руководством ректората Южно-Уральского государственного аграрного университета. После директор МАОУ «Академический лицей» Л.Н. Смушкевич выступила с интересным и актуальным докладом «Современное образование: тренды и инновационные аспекты концепции модернизации предметных областей». Ее коллега – А.А.Кормилицын, директор МОУ «СОШ» (п. Новый Урал), поделился живым опытом работы региональной инновационной площадки. Его доклад был посвящен интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения по профессиям «Сварщик», «Портной». Доцент ЮрГАУ В.В. Садырин рассказал собравшимся о перспективах взаимодействия «Школа – вуз» в рамках работы Ассоциации «Образовательное содружество».

Конечно же, успех и польза работы лаборатории были бы неполными без живого опыта лучших учителей-практиков, которые подготовили для собравшихся самые интересные находки из копилки своего профессионального мастерства. И опытные педагоги, и школьники, участвуя в работе мастер-классов, практикумов, семинаров, учились нестандартно мыслить, ставить неудобные, неожиданные задачи и решать их.

А.В. Литвин, заведующий кафедрой информатики, заведующий лабораторией информатики и ИКТ, учитель информатики высшей категории МАОУ «Академический лицей», представил на суд собравшихся свой семинар «Интеграция учебных дисциплин Информатика и Технология в рамках внедрения новых образовательных предметных концепций». Многоуровневая структура данного семинара включила в себя как теоретическую часть (анализ концепций преподавания инженерных дисциплин; формирование у обучающихся готовности к проектной деятельности), так и практическую, в которой речь шла о современных средствах трехмерного моделирования, об образовательной робототехнике как инструменте проектной деятельности и даже об изучении основ алгебры логики средствами виртуальной микроэлектроники. Созвучным семинару А.В. Литвина и тоже очень актуальным для современного образования стал семинар-практикум кандидата педагогических наук,  учителя технологии, заведующего лабораторией мехатроники, моделирования и прототипирования МАОУ «Академический лицей» П.А. Труфанова. Он был посвящен современной концепции преподавания предмета «Технология» в направлении 3D-моделирования и робототехники.

Математики порадовали коллег практикумом «Решение экономических задач при подготовке к ЕГЭ», его представила аудитории учитель математики из села Варна Наталья Владимировна Румянцева (МОУ СОШ №2). Для успешного решения подобных задач требуется не только владеть определенным математическим инструментарием, но и уметь самостоятельно строить математические модели по заданным условиям. В отличие от других заданий ЕГЭ, «экономические» задачи не отличаются большим разнообразием и встречаются лишь нескольких типов. Н.В. Румянцева поделилась с собравшимися своими новаторскими методическими разработками.

Алена Валерьевна Христева, кандидат педагогический наук, почетный работник сферы образования РФ, заведующая кафедрой математики, заведующая лабораторией подготовки олимпиадного резерва, учитель математики высшей категории МАОУ «Академический лицей», провела в Чесме семинар-практикум «Современные технологии подготовки школьников к математическим турнирам». Алена Валерьевна поделилась с нами своими впечатлениям о встрече: «На моем практикуме присутствовало 20 учителей из Варнинского и Чесменского районов. Я рассказала коллегам о том, как много мероприятий существует сегодня для работы с одаренными детьми в сети Интернет. Благодаря всеобщему доступу к ним учителя без особых затрат могут заниматься развитием своих одаренных ребят. Всевозможные конкурсы, олимпиады, интернет-карусели, международные on-line соревнования – это и непрерывное развитие в сфере математики, и вполне реальные шансы на престижный вуз в будущем.  Я очень хотела зажечь учителей идеей развития одаренных ребят. Статусные сетевые конкурсы, соревнования разного формата – это выход для тех, кто живет далеко от центра. У современного учителя не должно и не может быть ощущения, что он на необитаемом острове. Сегодня в сети абсолютно бесплатно можно поучаствовать не только в самом конкурсе, но и получить доступ к подготовительным занятиям, где тебе покажут подробное решение задач, да еще дадут интересные комментарии к ним. Также на своем семинаре я показала коллегам, как строю и на какой методологической системе основываю занятия своего кружка по комбинаторике. Мне важно было донести до них, что любую, даже очень сложную задачу, можно помочь решить ребенку, не лишая его эффекта первого открытия. Ученик все сделает сам, если вооружить его правильным приемом и, конечно, если зародить в нем неподдельный интерес. Учителя с удовольствием включились в работу. И в финале меня порадовали не столько слова признательности, сколько просьба, озвученная практически всеми: «еще бы «порешать» такое!» Нам на самом деле на все не хватило времени».

Виталий Станиславович Мошкин, тьютор МАОУ «Академический лицей» провел для обучающихся математическую игру «Домино». Виталий Станиславович так прокомментировал свою работу: «Ребята 6-7 классов впервые участвовали в таком мероприятии. Да и с такими сложными, неожиданными задачами, по-видимому, они встретились тоже в первый раз. Исключение составили лишь задачи логического характера. Не знающие, что именно им предстоит, просились поиграть, даже пропуская какие-то свои уроки. Среди них мною были замечены и те, кто проявил здоровое любопытство к серьёзным задачам, а не только к увлекательности самого процесса игры. «Домино» требует слаженной работы, когда все вместе думают над какой-то одной задачей. Мне приятно отметить, что ребята собрались, хотя поначалу некоторые пытались действовать, как им заблагорассудится. Конечно же, два часа напряжённо думать – доступно далеко не всем. Нужно иметь большую склонность к предмету, способности и искреннюю увлеченность математикой».

Все материалы представителей межмуниципального методического объединения учителей физики были посвящены школьной практике педагогов, звучали очень конкретно и полезно. Заместитель директора, учитель физики высшей категории МАОУ «Академический лицей» Е.В. Костомарова рассказала коллегам об особенности оценивания по физике в контексте концепции модернизации содержаний и технологии преподавания предмета. Учитель физики высшей категории из МОУ «СОШ поселка Покровка» И.А. Луцкая показала мастер-класс «Использование системно-деятельностного подхода при моделировании урока физики по ФГОС», а А.В. Басков, учитель физики МБОУ «Дробышевская СОШ» из Троицкого района, провел практикум «Использование аналитических материалов ФИПИ по  физике  в ходе подготовки  к ГИА».

Никого не оставил равнодушным захватывающий мастер-класс, осуществленный непосредственно в пожарной части Чесмы С.А. Анпилоговым, преподавателем-организатором ОБЖ высшей категории, заведующим лабораторией профориентации в области правоохранительной деятельности и военного дела МАОУ «Академический лицей». Он живо, с постоянными примерами из жизни рассказал собравшимся о вариативных практикоориентированных методах обучения в формировании готовности обучающихся к самостоятельным адекватным действиям в различных реальных ситуациях повседневности, что является ключевой идеей концептуальных положений преподавания ОБЖ.   Можно сказать, что сведения, озвученные С.А. Анпилоговым, пригодятся всем без исключения, причем, не только в профессиональной деятельности, но и в реальной жизни.

Помирить теорию и практику, соединить школу и жизнь, традиции и злободневные требования, предъявляемые к сегодняшней школе, - это далеко не полный перечень важнейших задач, решенных в рамках межмуниципальной лаборатории «Развитие предметных компетенций обучающихся в условиях реализации Концепций предметных областей». В результате работы методических объединений был принят ряд существенных решений. Среди них особо стоит отметить следующие: создать условия по формированию приоритетов развития математической грамотности, ИКТ компетентности, здорового образа жизни, профессиональной подготовки обучающихся через реализацию Концепции предметных областей. Совершенствовать формы и методы работы в образовательных организациях по изменению содержания и технологий в образовательном процессе в условиях реализации основной образовательной программы среднего основного образования в части элективных курсов и внеурочной деятельности учебного плана 10-11 классов. Продолжить взаимодействие с ФГБОУ ВО «ЮУрГАУ» на основе договорных отношений (согласие) в рамках взаимодействия вуз-школа в целях профессиональной подготовки обучающихся.

Многие сегодня пишут и рассуждают о том, что «жизнь на уроке должна стать подлинной». Сделать ее такой – задача современной школы и ответственного педагога. А один из самых реальных путей решения данной задачи - компетентностный подход, который позволит ребенку не просто получить образование вообще, а оправдать ожидания государства о становлении «инженера будущего» – работника, умеющего и желающего творчески решать самые сложные профессиональные задачи.

Детальная картинка: