Итоги VI Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности»
22 – 23 ноября 2023 года состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности».
При поддержке Министерства образования и науки Челябинской области организаторами конференции выступили ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», ГБУДО «Областной Центр дополнительного образования детей» и некоммерческое партнерство «Центр содействия распространению методов активного воспитания».
В конференции приняли участие руководители и педагоги государственных и муниципальных организаций общего, дополнительного образования и культуры, преподаватели и научные сотрудники организаций высшего образования, институтов развития образования, институтов переподготовки и повышения квалификации работников образования, руководители и специалисты органов управления образованием и культуры, методических служб, представители коммерческих и некоммерческих общественных организаций муниципальных образований Челябинской области и субъектов Российской Федерации, Республик Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.
Цель научно-практической конференции: консолидация усилий государства, образовательных организаций, бизнеса и общественности в развитии дополнительного (внешкольного, неформального) образования, направленного на развитие творческих способностей детей и молодежи, их личностное развитие и социализацию в изменяющихся условиях социокультурной и экономической ситуации в Российской Федерации и мире, презентация и обсуждение актуальных проблем, подходов, технологий и успешных практик развития востребованности, привлекательности и результативности дополнительного (внешкольного, неформального) образования.
Основными вопросами для обсуждения на конференции стали:
- изучение и реализация социального заказа и запроса рынка труда на дополнительное образование детей;
- обеспечение доступности дополнительного образования детей, удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством его реализации;
- управление развитием системы дополнительного образования детей на региональном, муниципальном и институциональном уровнях в изменяющихся социокультурных и экономических условиях;
- инновационное обновление содержания и технологий дополнительного образования детей при реализации дополнительных общеобразовательных программ различной направленности (в том числе с учетом удовлетворения образовательных потребностей различных категорий детей: одаренных детей; детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей из семей мигрантов и переселенцев, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с девиантным поведением и состоящих на профилактическом учёте);
- реализация целевой модели наставничества в условиях интеграции общего, дополнительного и профессионального образования (в том числе реализация системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся);
- развитие цифровой образовательной среды в системе дополнительного (внешкольного, неформального) образования: возможности новых форматов и инструментов для проявления и развития способностей детей;
- развитие дополнительного (внешкольного, неформального) образования в условиях межведомственного и сетевого взаимодействия образовательных организаций, государственно-частного партнерства;
- развитие профессиональной компетентности управленческих и педагогических работников в условиях совершенствования дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей и молодежи;
- международный, национальный и региональный опыт поддержки и продвижения инновационных проектов в сфере дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей и молодежи;
- развитие воспитательного потенциала дополнительного (внешкольного, неформального) образования, направленного на удовлетворение образовательных потребностей детей и молодежи в духовно-нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном совершенствовании;
- роль различных институтов гражданского общества в совершенствовании и реализации государственной и региональной политики по развитию дополнительного (внешкольного, неформального) образования (в том числе общественных организаций, средств массовой информации, профессиональных союзов и ассоциаций).
В программе первого дня конференции состоялось пленарное заседание и дискуссионная площадка В рамках второго дня конференции прошел педагогический форум киноволонтёров фестиваля образовательного кино «Взрослеем вместе» (https://vk.com/festivalvv).
Видеозапись пленарного заседания
К началу проведения конференции были опубликован сборник материалов, включающий 171 статью, 250 авторов из Республики Казахстан (Костанайская область) и 16 регионов Российской Федерации: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Пермский край, Астраханская область, Воронежская область, Кемеровская область, Курганская область, Липецкая область, Новосибирская область, Омская область, Псковская область, Самарская область, Свердловская область, Тульская область, Челябинская область.
Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности: материалы VI Международной научно-практической конференции / Челябинск, 22–23 ноября 2023 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. — Челябинск: ЧИППКРО, 2023. — 652 с.
Сборник материалов конференции
Доклады участников пленарного заседания:
- Доступность дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности: особенности проектирования и внедрения моделей
Кисляков Алексей Вячеславович, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук, доцент - Региональный модельный центр как координатор реализации Целевой модели развития системы дополнительного образования детей Челябинской области
Ролик организации
Растегняева Ольга Сергеевна, директор ГБУ ДПО «Областной центр дополнительного образования детей» - Качество жизни детей: предназначение дополнительного образования в контексте современной реальности
Статья
Логинова Лариса Геннадьевна, профессор кафедры педагогических технологий непрерывного образования Института непрерывного образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», профессор кафедры педагогики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», кандидат философских наук, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва) - Развитие профессиональных компетенций педагогических работников в условиях совершенствования дополнительного образования детей
Золотарева Ангелина Викторовна, профессор кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук - Роль дополнительного образования в развитии социальных навыков детей
Ролик организации
Молдалиева Замиркуль Абыкановна, заместитель директора Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан», обладатель знака почета Кыргызской Республики, вицепрезидент Ассоциации клубов ЮНЕСКО Кыргызстана, член исполнительного комитета Евразийской Ассоциации дополнительного образования детей, кандидат педагогических наук - Приоритетные векторы развития системы дополнительного образования детей и молодежи Республики Беларусь на современном этапе
Васильченко Надежда Васильевна, директор учреждения образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» Министерства образования Республики Беларусь, председатель республиканского совета директоров по дополнительному образованию, заслуженный работник образования Республики Беларусь - Стратегия управления учреждением дополнительного образования, направленная на обеспечение востребованности обучающимися дополнительного образования
Ролик организации
Смирнова Юлия Викторовна, директор МАУДО «Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской г. Челябинска», кандидат педагогических наук - Современные аспекты системы целостного воспитания в дополнительном образовании детей, как инвестиция в человеческий капитал
Ролик организации
Баишева Гульжан Адильбековна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе КГУ «Школа детского творчества отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области Республики Казахстан - Разработка стратегий развития образовательной организации как управленческая задача
Ролик организации
Иванова Татьяна Ивановна, директор муниципального автономного нетипового образовательного учреждения «Дворец детского творчества имени Ф. И. Авдеевой» городского округа «город Якутск» - Наставничество и менторинг в современных условиях управления системой развития дополнительного образования
Ролик организации
Кузина Глафира Викторовна, директор муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г. Магнитогорска - Социальное партнерство в дополнительном образовании: новое содержание и новые возможности
Ролик организации
Кузякина Евгения Евгеньевна, директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества № 3 города Орла» - Роль Центра детского экологического в формировании единой эколого-образовательной среды города Челябинска
Калашников Никита Валерьевич, директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детский экологический г. Челябинска», кандидат педагогических наук - Проектная деятельность детей в дополнительном образовании: востребованность, привлекательность, развитие
Ролик организации
Дубовик Елена Анатольевна, директор государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования Ярославской области «Центр детей и юношества» (г. Ярославль) - Реализация форм наставничества в дополнительном образовании: от стратегии до результатов
Ролик организации
Жукова Светлана Викторовна, директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества» города Сосновый Бор Ленинградской области - Конкурентоспособность учреждения дополнительного образования: миф и/или реальность?
Титлянова Галина Николаевна, директор муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми
23 ноября состоялся Педагогический форум киноволонтеров официальных площадок и партнёров V Всероссийского с международным участием фестиваля образовательного кино "Взрослеем вместе" (https://vk.com/festivalvv).
Представители официальных площадок Челябинской области принимали активное участие в этом событии.
Мастерские киноволонтеров фестиваля образовательного кино «Взрослеем вместе», представляющих опыт организации проблемно-ценностного общения на киновстречах:
- Как создать настроение в начале киновстреч?
Дрегин Владислав Александрович, тьютор, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МАОУ «Образовательный центр № 5 г. Челябинска»
Хакимов Егор Русланович, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МАОУ «Образовательный центр № 5 г. Челябинска» - Квота на чувства? Неочевидная мотивация (как вызвать эмоции участников киновстречи)
Баловнева Алёна Леонидовна, педагог дополнительного образования МОУ ДО «Дом детского творчества» г. Карабаша - Как научиться задавать «правильные» вопросы?
Ридель Елена Николаевна, методист МАУДО «Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской г. Челябинска» - Смотрим. Мыслим. Говорим! (как «разговорить» зрителя?)
Шилков Дмитрий Алексеевич, заместитель директора МОУ «ИТ-лицей Привилегия», Сосновский муниципальный район Челябинской области, кандидат педагогических наук - Как провести дискуссию на киновстрече: задуматься, разобраться и поговорить о важном
Литвинова Евгения Сергеевна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МАОУ «СОШ № 78 г. Челябинска»
Литвин Макар Павлович, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ № 78 г. Челябинска» - Его величество Тренинг: как использовать элементы тренинга при проведении киновстречи
Идиатуллина Лилия Евгеньевна, доцент кафедры воспитания и дополнительного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук - Аргументы и факты: как научить ребенка аргументированному высказыванию?
Артамонова Елена Александровна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ № 109» г. Трёхгорный
Змеев Никита Дмитриевич, и. о. директора МБУДО «Центр детского творчества», г. Трёхгорный - Киноволонтеры: ЖИВОЕ, ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО
Королёва Елена Александровна, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Гимназия № 100 г. Челябинска» - Ученики МАОУ «Гимназия № 100 г. Челябинска»:
Борисова Софья, Гревцова Анастасия, Никуленкова Елизавета, Максимов Никита, Сыров Владимир, Балаклиенко Милена - Как стать лучшим киноволонтером (лайфхаки организации работы с обучающимися-киноволонтерами)
Калинина Татьяна Алексеевна, педагог-организатор МАОУ «Образовательный центр «НЬЮТОН» г. Челябинска»;
Ирхужин Вадим Зайнуллович, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МАОУ «Образовательный центр «НЬЮТОН» г. Челябинска»;
Дарьина Яна, ученица МАОУ «Образовательный центр «НЬЮТОН» г. Челябинска» - В кругу семьи: смотреть кино и говорить о жизни
Борисова Наталья Александровна, представитель родительской общественности г. Трёхгорный, методист некоммерческого партнерства «Центр содействия распространению методов активного воспитания» - Невербалика говорящая: связующая нить?
Толмачева Юлия Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ «Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей» - Как подвести итоги киновстречи?
Шведова Олеся Александровна, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «СОШ № 21» г. Миасса
Гафуанова Наталья Андреевна, учитель русского языка и литературы, руководитель школьного киноклуба Nota Bene МАОУ «СОШ № 21» г. Миасса - Вижу, чувствую, говорю... (про эмоции и не только…)
Захарова Анна Владимировна, ведущий эксперт отдела реализации проектов и программ патриотического воспитания, муниципальные координаторы проекта «Навигаторы детства» ФГБУ «РОСДЕТЦЕНТР» (г. Москва), отделения РДДМ «Движение Первых» г. Магнитогорск
Шенгиреева Елена Владимировна, ведущий эксперт отдела реализации проектов и программ патриотического воспитания, муниципальные координаторы проекта «Навигаторы детства» ФГБУ «РОСДЕТЦЕНТР» (г. Москва), отделения РДДМ «Движение первых» г. Магнитогорск - КИНОигры, в которые играют ДЕТИ
Семенова Светлана, режиссер-кинопедагог, продюсер, руководитель Центра детского и семейного киноискусства KINOBABY г. Москвы
В рамках «Педагогического челленджа» выступила Гордеева-Рогачева Анастасия, психолог МАОУ "СОШ № 152, г. Челябинска"; Бетина Ольга, старший методист МАУ ДО "Дворец детского творчества г. Челябинска", а также Куличкова Ирина, педагог МБО УДО "Дом творчества детей и молодёжи "Гармония" г. Кургана.
Оргкомитетом были вручены Благодарственные письма, подготовленные совместно с «Движением первых», всем участникам и присутствующим представителям официальных площадок!