Преподавание родных языков и литературы
В целях привлечения учащихся к исследовательской работе, приобщения к духовным ценностям, выявления одаренных, талантливых детей Министерство образования и науки Республики Татарстан совместно с муниципальным учреждением «Управление образования» Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан проводит XI межрегиональную конференцию имени Р.У. Халитова «Бәхет биргән туган җирем» («Родная земля, подарившая мне счастье») в 2023-2024 учебном году.
В соответствии c планом работы Министерства образования и науки Челябинской области в 2024 году проводится региональный этап Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы». Цель конкурса – выявление и распространение инновационного педагогического опыта лучших учителей родных языков и родных литератур, реализующих основные образовательные программы на родном языке, их поддержка и поощрение (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 12.03.2024 №04/589).
С 5 февраля по 8 февраля в городе Казани Республики Татарстан прошла Межрегиональная олимпиада по татарскому языку и литературе.
4 – 5 декабря 2023 г. в Калуге состоялось Всероссийское совещание на тему: «Адаптация и социализация несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде: проблемы, тенденции, перспективы». Цель проведения Всероссийского совещания – повышение эффективности работы по социокультурной и языковой адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.
В целях повышения статуса учителей татарского языка и литературы, распространения передового педагогического опыта лучших учителей родного языка и литературы Министерством образования и науки Республики Татарстан с 20 января по 22 марта 2024 года проводится Всероссийский конкурс «Лучший учитель татарского языка и литературы».
Одним из приоритетов национальной политики РФ является содействие социальной и культурной адаптации и интеграции детей мигрантов в принимающее сообщество. Это трудный процесс, сопряженный с рядом трудностей.
Школа является важнейшим частью работы по адаптации мигрантов. Для успешной адаптации детей иностранных граждан необходимо создание системы работы всего педагогического коллектива. Опыт такой деятельности создан в ряде общеобразовательных учреждений Челябинской области. Он был представлен на конференции «Проблемы культурного образования».
Предлагаемые материалы из опыта работы учителей г. Челябинска раскрывают возможности языковой адаптации детей с миграционной историей в общеобразовательной школе, способствуют пониманию проблем, возникающих у детей мигрантов в освоении русского языка, а также показывают возможные пути преодоления трудностей.
Кафедра языкового и литературного образования совместно с педагогическими работниками МАОУ СОШ №6 г.Челябинска разработала рабочие программы курса внеурочной деятельности «Русский язык как неродной». Он предназначен для обучения детей мигрантов.
7 и 9 ноября 2023 года «Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Челябинского института переподготовки и повышения квалификации была реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной организации», рассчитанная на педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Обучение на курсах прошли 56 педагогических работников МАОУ «СОШ №6 г. Челябинска» и МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска».
Подведены итоги III межрегионального конкурса «Лучшие педагогические практики преподавания родного языка и родной литературы», определены победители и призёры конкурса (см. приказ о результатах).
Информация для общеобразовательных организаций, для которых актуальна проблема социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей.
В рамках соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки Челябинской области и Министерством образования и науки Республики Башкортостан предполагается объединение усилий в сфере повышения квалификации учителей родного (башкирского) языка.
Этнокультурное образование обучающихся в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации. Значимость развития идей и содержания этнокультурного образования для образовательной системы Челябинской области определяется ее полиэтническим составом. В Челябинской области проживают представители многих национальностей. В этих условиях важно создание возможностей для развития этнических культур, взаимодействия между ними в интересах общенационального единства.
Приглашаем к участию учителей Челябинской области и других регионов России, преподающих учебные предметы предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» на уровне начального, основного и среднего образования.
В рамках плана работы кафедры языкового и литературного образования 23 апреля 2021 г. в МОУ Кулуевская СОШ Аргаяшского муниципального района состоялся мастер-класс по распространению инновационного опыта преподавания родного (башкирского) языка и родной (башкирской) литературы по теме «Формирование положительной мотивации к изучению родного (башкирского) языка – путь к успеху каждого ребенка».
С 17 марта по 17 апреля 2021 г. проходил региональный конкурс «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков», который проводился среди учителей родных языков народов России, руководящих работников общеобразовательных организаций, методистов, представителей региональных инновационных площадок, представителей общественных организаций.
11 ноября 2020 г. в ГБУ ДПО «Челябинский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» прошёл семинар-совещание «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» с участием представителей Министерства просвещения Российской Федерации и Национальной родительской Ассоциации. Модератором встречи выступал Гусев Алексей Владимирович, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации, член Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации.