Итоги Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности»

13 октября 2013

Новости

Итоги Конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности».

Итоги Конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности».

С 30 сентября по 02 октября 2013 года в рамках форума Уральского федерального округа по вопросам развития системы дополнительного образования детей в Челябинске состоялась Международная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности», организованная Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования, Международной академией наук педагогического образования (г. Москва) при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области.

  Программа Форума

В конференции очно приняли участие более 600 человек из 15 регионов Российской Федерации (Московская, Ярославская, Оренбургская, Свердловская Астраханская, Нижегородская, Новосибирская, Томская, Тюменская, Курганская, Челябинская области, Пермский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республики Башкортостан и Татарстан), в том числе 43 территории Челябинской области с участием представителей из стран дальнего и ближнего зарубежья: Франции, Украины, Казахстана. В Конференции приняли участие представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Профсоюза образования и науки Российской Федерации, руководители органов государственной власти Челябинской области, органов управления образованием и образовательных организаций; педагоги дополнительного образования, учителя, методисты; преподаватели и научные сотрудники учреждений высшего и дополнительного профессионального образования; представители некоммерческих общественных организаций и родительской общественности.

Информационная поддержка конференции осуществлялась журналами «Дополнительное образование и воспитание», «Внешкольник», интернет-порталом «Дополнительное образование», интернет-сайтами (www.ipk74.ru, www.konferencii.ru) и информационным агентством «Вектор образования».

К началу проведения форума Уральского федерального округа по вопросам развития дополнительного образования детей были опубликованы материалы статей участников научно-практической конференции: Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. / Челябинск – Москва / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013.

Цель научно-практической конференции состояла в консолидации усилий науки, практики и общественности в определении приоритетов и направлений развития дополнительного образования детей в контексте современной социокультурной и экономической ситуации; обсуждении мер, направленных на увеличение охвата детей программами дополнительного образования, представлении опыта и определении проблем, тенденций и перспектив развития востребованности, привлекательности и результативности дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей в Российской Федерации и в современном мире.

Конференция проходила в режиме пленарного и секционных заседаний, публичных лекций, мастер-классов, дискуссионных площадок и круглых столов, презентаций современных практик дополнительного (внешкольного, неформального) образования на базе образовательных учреждений Челябинского, Копейского, Златоустовского городских округов.

На пленарном заседании конференции были представлены следующие доклады:

«Развитие системы дополнительного образования детей в Российской Федерации: задачи, ресурсы, перспективы» Петрова Татьяна Эдуардовна, заместитель директора  Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации, д. соц. н.;

  Презентация Петрова Т.Э.

«Состояние и перспективы развития системы дополнительного образования детей в Челябинской области» Скалунова Ирина Георгиевна, заместитель министра образования и науки Челябинской области;

  Презентация Скалунова И.Г.

«Базовые идеи активного воспитания: международный опыт и перспективы неформального образования» Марк Женев, генеральный секретарь Международной Федерации СЕМЕА (Франция), эксперт в области неформального образования и организации международных молодежных проектов и культурных обменов;

  Статья Женев М.

«Качество как стратегический фокус управления в дополнительном образовании детей» Логинова Лариса Геннадиевна, профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва), д. п. н., профессор;

  Презентация Логинова Л.Г.

  Статья Логинова Л.Г.

«Совершенствование практики сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования» Золотарева Ангелина Викторовна, заведующая кафедрой управления образованием ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», член Европейской ассоциации учреждений неформального образования детей и молодежи (EAICY), д. п. н., профессор;

  Презентация Золотарева А.В.

  Статья Золотарева А.В.

«Обеспечение охвата обучающихся программами дополнительного образования: противоречия и подходы» Куприянов Борис Викторович, главный научный сотрудник Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва), д. п. н., профессор;

  Презентация Куприянов Б.В.

  Статья Куприянов Б.В.

«Развитие кадрового ресурса системы дополнительного образования детей: современная практика переподготовки и повышения квалификации» Кисляков Алексей Вячеславович, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО, директор Некоммерческого партнерства «Центр содействия распространению методов активного воспитания», к.п.н., доцент;

  Презентация Кисляков А.В.

«Роль интеграционных процессов внешкольного учреждения нового типа в формировании современной образовательной парадигмы. Маркетинговая стратегия в контексте социокультурной и экономической ситуации мегаполиса» Первушевская Ирина Александровна, директор Дворца детей и молодежи г. Ровно (Украина), Заслуженный работник образования Украины, член Европейской ассоциации учреждений неформального образования детей и молодежи (EAICY).

  Презентация Первушевская И.А.

  Статья Первушевская И.А.

Обсуждение актуальных вопросов рассмотренных на пленарном заседании конференции продолжилось в рамках публичных лекций ведущих российских и зарубежных ученых, специалистов в области теории и практики дополнительного (внешкольного, неформального) образования.

В рамках презентаций современных практик дополнительного образования в Челябинском, Копейском и Златоустовском городских округов участники конференции обсудили ряд вопросов, связанных с изучением и реализацией социального заказа и запроса рынка труда на дополнительное образование детей; возможностями межведомственного, государственно-частного партнерства и сетевого взаимодействия различных типов учреждений и организаций в развитии востребованности, привлекательности и результативности дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей.

  Программа Челябинского городского округа

  Программа Копейского городского округа

  Программа Златоустовского городского округа

Участниками конференции были актуализированы вопросы современного понимания и оценки качества и доступности дополнительного образования детей, а также определения подходов к разработке показателей эффективности деятельности руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования детей, а также деятельности непосредственно рассматриваемых учреждений.

Завершающим этапом конференции стал педагогический интерактив «Стратегия успеха» на котором были представлены мастер-классы и педагогические мастерские призеров и победителей конкурсов профессионального мастерства Челябинской области: «Сердце отдаю детям», «Самый классный классный», «Воспитать человека».

В результате заслушанных в ходе научно-практической конференции выступлений, предложений и их обсуждений участники конференции относят к числу наиболее актуальных и перспективных направлений решения обозначенных проблем:

  • развитие практики изучения социального заказа и запроса рынка труда на дополнительное (внешкольное, неформальное) образование детей на региональном и муниципальном уровнях, использования в управлении системой дополнительного образования детей современных маркетинговых технологии, обеспечивающих реализацию потребностей детей и родителей (законных представителей) в качественном дополнительном образовании;
  • развитие практики независимой общественной и профессиональной экспертизы оценки качества услуг в области дополнительного (внешкольного, неформального) образования, охвата детей дополнительным образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • разработка и реализация межведомственных региональных и муниципальных концепций и программ развития дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей, основанных на развитии различных механизмов социального партнерства, сетевых моделей в рамках взаимодействия общего и дополнительного образования с организациями других ведомств, бизнес-сообществами, общественными организациями развитие и международного сотрудничества;
  • совершенствование управленческих механизмов интеграции учреждений общего и дополнительного образования детей в части разработки и реализации муниципальных заданий, обеспечивающих эффективную организацию внеурочной деятельности, направленную на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей обучающихся и запросов их родителей (законных представителей);
  • развитие практики реализации различных форм государственно-обществен­ного управления в организации дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей;
  • совершенствование механизмов, обеспечивающих повышение материального положения и социального статуса педагога дополнительного образования детей, в том числе расширение практики использования административных, организационных, информационных и других ресурсов;
  • совершенствование системы научно-методического сопровождения практики инновационного обновления программ дополнительного образования, разработки программ нового поколения, интегрирующих различные области знаний, обеспечивающих гибкость и вариативный характер дополнительного (внешкольного) образования.
    Требуется создание и обновление социально-ориентированных, этнокультурных, эколого-краеведческих программ, программ экономической грамотности с привлечением специалистов различных государственных и социальных структур. Обновление программ дополнительного образования должно строиться с учетом внедрения новых информационно-коммуникативных образовательных технологий, использования методов проектной и научно-исследовательской деятельности, форм и методов интерактивного взаимодействия и развития социального творчества, самообразования, ориентированных на личностное и профессиональное самоопределение воспитанников объединений дополнительного образования;
  • модернизация системы переподготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного (внешкольного, неформального) образования в условиях разработки нового профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей.

  Итоги Конференции

  Резолюция Конференции

Участники конференции отметили положительный эффект обсуждения вопросов на пленарном и секционных заседаниях, в рамках презентации современных практик дополнительного (внешкольного, неформального) образования. Рекомендовали продолжить обсуждение проблематики темы конференции на форумах, посвященных дополнительному образованию, организованных на сайтах учреждений дополнительного профессионального образования.

Детальное описание: 

Итоги Конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности».

С 30 сентября по 02 октября 2013 года в рамках форума Уральского федерального округа по вопросам развития системы дополнительного образования детей в Челябинске состоялась Международная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности», организованная Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования, Международной академией наук педагогического образования (г. Москва) при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области.

  Программа Форума

В конференции очно приняли участие более 600 человек из 15 регионов Российской Федерации (Московская, Ярославская, Оренбургская, Свердловская Астраханская, Нижегородская, Новосибирская, Томская, Тюменская, Курганская, Челябинская области, Пермский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республики Башкортостан и Татарстан), в том числе 43 территории Челябинской области с участием представителей из стран дальнего и ближнего зарубежья: Франции, Украины, Казахстана. В Конференции приняли участие представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Профсоюза образования и науки Российской Федерации, руководители органов государственной власти Челябинской области, органов управления образованием и образовательных организаций; педагоги дополнительного образования, учителя, методисты; преподаватели и научные сотрудники учреждений высшего и дополнительного профессионального образования; представители некоммерческих общественных организаций и родительской общественности.

Информационная поддержка конференции осуществлялась журналами «Дополнительное образование и воспитание», «Внешкольник», интернет-порталом «Дополнительное образование», интернет-сайтами (www.ipk74.ru, www.konferencii.ru) и информационным агентством «Вектор образования».

К началу проведения форума Уральского федерального округа по вопросам развития дополнительного образования детей были опубликованы материалы статей участников научно-практической конференции: Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. / Челябинск – Москва / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013.

Цель научно-практической конференции состояла в консолидации усилий науки, практики и общественности в определении приоритетов и направлений развития дополнительного образования детей в контексте современной социокультурной и экономической ситуации; обсуждении мер, направленных на увеличение охвата детей программами дополнительного образования, представлении опыта и определении проблем, тенденций и перспектив развития востребованности, привлекательности и результативности дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей в Российской Федерации и в современном мире.

Конференция проходила в режиме пленарного и секционных заседаний, публичных лекций, мастер-классов, дискуссионных площадок и круглых столов, презентаций современных практик дополнительного (внешкольного, неформального) образования на базе образовательных учреждений Челябинского, Копейского, Златоустовского городских округов.

На пленарном заседании конференции были представлены следующие доклады:

«Развитие системы дополнительного образования детей в Российской Федерации: задачи, ресурсы, перспективы» Петрова Татьяна Эдуардовна, заместитель директора  Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации, д. соц. н.;

  Презентация Петрова Т.Э.

«Состояние и перспективы развития системы дополнительного образования детей в Челябинской области» Скалунова Ирина Георгиевна, заместитель министра образования и науки Челябинской области;

  Презентация Скалунова И.Г.

«Базовые идеи активного воспитания: международный опыт и перспективы неформального образования» Марк Женев, генеральный секретарь Международной Федерации СЕМЕА (Франция), эксперт в области неформального образования и организации международных молодежных проектов и культурных обменов;

  Статья Женев М.

«Качество как стратегический фокус управления в дополнительном образовании детей» Логинова Лариса Геннадиевна, профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва), д. п. н., профессор;

  Презентация Логинова Л.Г.

  Статья Логинова Л.Г.

«Совершенствование практики сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования» Золотарева Ангелина Викторовна, заведующая кафедрой управления образованием ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», член Европейской ассоциации учреждений неформального образования детей и молодежи (EAICY), д. п. н., профессор;

  Презентация Золотарева А.В.

  Статья Золотарева А.В.

«Обеспечение охвата обучающихся программами дополнительного образования: противоречия и подходы» Куприянов Борис Викторович, главный научный сотрудник Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва), д. п. н., профессор;

  Презентация Куприянов Б.В.

  Статья Куприянов Б.В.

«Развитие кадрового ресурса системы дополнительного образования детей: современная практика переподготовки и повышения квалификации» Кисляков Алексей Вячеславович, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО, директор Некоммерческого партнерства «Центр содействия распространению методов активного воспитания», к.п.н., доцент;

  Презентация Кисляков А.В.

«Роль интеграционных процессов внешкольного учреждения нового типа в формировании современной образовательной парадигмы. Маркетинговая стратегия в контексте социокультурной и экономической ситуации мегаполиса» Первушевская Ирина Александровна, директор Дворца детей и молодежи г. Ровно (Украина), Заслуженный работник образования Украины, член Европейской ассоциации учреждений неформального образования детей и молодежи (EAICY).

  Презентация Первушевская И.А.

  Статья Первушевская И.А.

Обсуждение актуальных вопросов рассмотренных на пленарном заседании конференции продолжилось в рамках публичных лекций ведущих российских и зарубежных ученых, специалистов в области теории и практики дополнительного (внешкольного, неформального) образования.

В рамках презентаций современных практик дополнительного образования в Челябинском, Копейском и Златоустовском городских округов участники конференции обсудили ряд вопросов, связанных с изучением и реализацией социального заказа и запроса рынка труда на дополнительное образование детей; возможностями межведомственного, государственно-частного партнерства и сетевого взаимодействия различных типов учреждений и организаций в развитии востребованности, привлекательности и результативности дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей.

  Программа Челябинского городского округа

  Программа Копейского городского округа

  Программа Златоустовского городского округа

Участниками конференции были актуализированы вопросы современного понимания и оценки качества и доступности дополнительного образования детей, а также определения подходов к разработке показателей эффективности деятельности руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования детей, а также деятельности непосредственно рассматриваемых учреждений.

Завершающим этапом конференции стал педагогический интерактив «Стратегия успеха» на котором были представлены мастер-классы и педагогические мастерские призеров и победителей конкурсов профессионального мастерства Челябинской области: «Сердце отдаю детям», «Самый классный классный», «Воспитать человека».

В результате заслушанных в ходе научно-практической конференции выступлений, предложений и их обсуждений участники конференции относят к числу наиболее актуальных и перспективных направлений решения обозначенных проблем:

  • развитие практики изучения социального заказа и запроса рынка труда на дополнительное (внешкольное, неформальное) образование детей на региональном и муниципальном уровнях, использования в управлении системой дополнительного образования детей современных маркетинговых технологии, обеспечивающих реализацию потребностей детей и родителей (законных представителей) в качественном дополнительном образовании;
  • развитие практики независимой общественной и профессиональной экспертизы оценки качества услуг в области дополнительного (внешкольного, неформального) образования, охвата детей дополнительным образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • разработка и реализация межведомственных региональных и муниципальных концепций и программ развития дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей, основанных на развитии различных механизмов социального партнерства, сетевых моделей в рамках взаимодействия общего и дополнительного образования с организациями других ведомств, бизнес-сообществами, общественными организациями развитие и международного сотрудничества;
  • совершенствование управленческих механизмов интеграции учреждений общего и дополнительного образования детей в части разработки и реализации муниципальных заданий, обеспечивающих эффективную организацию внеурочной деятельности, направленную на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей обучающихся и запросов их родителей (законных представителей);
  • развитие практики реализации различных форм государственно-обществен­ного управления в организации дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей;
  • совершенствование механизмов, обеспечивающих повышение материального положения и социального статуса педагога дополнительного образования детей, в том числе расширение практики использования административных, организационных, информационных и других ресурсов;
  • совершенствование системы научно-методического сопровождения практики инновационного обновления программ дополнительного образования, разработки программ нового поколения, интегрирующих различные области знаний, обеспечивающих гибкость и вариативный характер дополнительного (внешкольного) образования.
    Требуется создание и обновление социально-ориентированных, этнокультурных, эколого-краеведческих программ, программ экономической грамотности с привлечением специалистов различных государственных и социальных структур. Обновление программ дополнительного образования должно строиться с учетом внедрения новых информационно-коммуникативных образовательных технологий, использования методов проектной и научно-исследовательской деятельности, форм и методов интерактивного взаимодействия и развития социального творчества, самообразования, ориентированных на личностное и профессиональное самоопределение воспитанников объединений дополнительного образования;
  • модернизация системы переподготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного (внешкольного, неформального) образования в условиях разработки нового профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей.

  Итоги Конференции

  Резолюция Конференции

Участники конференции отметили положительный эффект обсуждения вопросов на пленарном и секционных заседаниях, в рамках презентации современных практик дополнительного (внешкольного, неформального) образования. Рекомендовали продолжить обсуждение проблематики темы конференции на форумах, посвященных дополнительному образованию, организованных на сайтах учреждений дополнительного профессионального образования.

Детальная картинка: