9-10 октября 2014 года состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования».
Организаторы конференции: ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» и Некоммерческое партнерство «Центр содействия распространению методов активного воспитания» при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области.
Цель Всероссийской научно-практической конференции: презентация и обсуждение опыта, проблем и перспектив организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях сетевого взаимодействия организаций общего, дополнительного образования, культуры и спорта.
Всероссийская конференция проходила в режиме пленарного заседания и трех проблемно-ориентированных площадок, на которых был представлен опыт современных практик организации внеурочной деятельности в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций Челябинской области и других регионов – участников конференции.
Впервые для данной конференции, пленарное заседание и работа площадки «Сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного образования в реализации программ воспитания и социализации обучающихся» осуществлялись в режиме Интернет-вещания для территорий Челябинской (Челябинский, Верхнеуфалейский, Миасский и Магнитогорский городские округа; Брединский, Саткинский, Ашинский муниципальные районы), Тульской (ГОУ ДПО Тульской области ИПКиППРО) и Ярославской (ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования») областей.
В конференции 9 октября 2014 года очно приняли участие 570 специалистов, в числе которых руководители, заместители директоров и педагоги общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования системы образования, культуры и спорта; преподаватели и научные сотрудники учреждений высшего профессионального образования; институтов переподготовки и повышения квалификации работников образования, институтов развития образования; руководители и специалисты муниципальных и региональных органов управления образованием, методических служб, представляющие 10 субъектов Российской Федерации (с очным участием из Пермского края, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Свердловской, Курганской, Новосибирской, Тульской и Ярославской областей, Республики Башкортостан), в том числе из 42 муниципальных образований Челябинской области.
Информационная поддержка осуществлялась информационным агентством «Вектор образования» (г. Челябинск) и Всероссийским информационно-методическим порталом системы дополнительного образования «Дополнительное образование».
С приветственным словом к участникам конференции обратилась Коузова Елена Александровна, заместитель министра образования и науки Челябинской области. В своем приветственном слове Е.А. Коузова отметила актуальность обсуждения темы конференции и акцентировала внимание на то, что особое внимание следует уделить обсуждению первых этапов реализации ФГОС основного общего образования и формированию готовности общеобразовательных учреждений к реализации ФГОС среднего общего образования. Особый акцент был сделан на развитие механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций в условиях межведомственного социально-педагогического партнерства, а также внедрение в практику различных форм государственно-общественного управления организацией внеурочной деятельности на разных уровнях общего образования.
В работе проблемно-ориентированной площадки «Сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного образования в реализации программ воспитания и социализации обучающихся» приняла участие Анфалова Ирина Викторовна, начальник управления воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся Министерства образования и науки Челябинской области.
Пленарное заседание состояло из выступлений ведущих российских ученых и специалистов в области общего и дополнительного образования:
- «Миссия педагога, реализующего внеурочную деятельность»
Кисляков Алексей Вячеславович, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник общего образования РФ.
- «Внеурочная деятельность как условие организации работы с одаренными детьми в современной школе»
Золотарева Ангелина Викторовна, ректор ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования», доктор педагогических наук, профессор, член Европейской ассоциации учреждений неформального образования детей и молодежи (EAICY).
- «Реализация моделей внеурочной деятельности в муниципальной образовательной системе»
Полякова Наталия Владимировна, заведующий методическим кабинетом МКУ «Управление образования Карабашского городского округа» Челябинской области.
- «Внеурочная деятельность: проблема оптимизации»
Куприянов Борис Викторович, главный научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики, доктор педагогических наук, профессор. - «Мобильное образование» как инновационная форма сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности»
Титлянова Галина Николаевна, директор МАОУ ДО «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми, Пермский край.
- «Организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях сельской школы»
Зязева Елена Виллиновна, директор МКОУ Таяндинская СОШ Еткульского района Челябинской области.
Обсуждение актуальных вопросов, рассмотренных на пленарном заседании конференции, продолжилось в рамках проблемно-ориентированных площадок:
- Площадка № 1 (ГБОУ ДПО ЧИППКРО, ул. Красноармейская, д. 88, ауд. 309): «Сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного образования в реализации программ воспитания и социализации обучающихся».
- Площадка № 2. (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12», ул. Солнечная, д. 50а): «Интеграция общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательного учреждения».
- Площадка № 3. (ОГ БУК «Челябинский государственный краеведческий музей», ул. Труда, д. 100): «Возможности организации внеурочной деятельности в условиях межведомственного взаимодействия учреждений культуры, спорта и образования».
Материалы проблемно-ориентированных площадок:
- «Проектирование и реализация программ дополнительного образования в соответствии с требованиями к организации внеурочной деятельности»
Осипов Петр Владимирович, директор МАОУ ДОД «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий «Космос» г. Челябинска.
- «Комплексный подход к организации взаимодействия учреждения дополнительного образования с общеобразовательными учреждениями района в условиях реализации ФГОС общего образования»
Туфленков Леонид Вячеславович, директор МБОУ ДОД детско-юношеский центр г. Челябинска.
- «Социально-педагогическое партнерство учреждения дополнительного образования со школами по реализации программ курсов внеурочной деятельности»
Сапожникова Татьяна Викторовна, директор МБОУ ДОД ДТДиМ Копейского городского округа Челябинской области.
- «Перспективные направления сетевого взаимодействия МБОУ ДОД – центра эстетического воспитания детей «Лик» с образовательными учреждениями Кировского района г. Екатеринбурга»
Беднова Виктория Иосифовна, заведующий методическим отделом МБОУ ДОД – центр эстетического воспитания детей «Лик» г. Екатеринбурга.
- «Инклюзивное образование в учреждении дополнительного образования детей: опыт и перспективы»
Бражкина Татьяна Тадеушевна, директор МОБУ ДОД «Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара, Пермский край.
- «Опыт Пермского края по интеграции общего и дополнительного образования детей»
Жадаев Дмитрий Николаевич, начальник отдела дополнительного образования и воспитания управления общего образования и воспитания детей Министерства образования Пермского края.
- «Опыт организации каникулярной занятости детей «группы риска» и детей, находящихся в социально опасном положении, в процессе организации внеурочной деятельности»
Сазонова Оксана Михайловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОБУ ДОД «Детско-юношеский центр «Радуга» г.Кудымкара, Пермский край.
- «Анимационная студия как форма организации внеурочной деятельности обучающихся»
Костюченко Валентина Геннадьевна, педагог МАОУ СОШ № 5 г.Сатки Челябинской области.
- «Информационный центр по атомной энергии – коммуникационная площадка для взаимодействия ребенок – вуз – предприятие»
Матвеева Лариса Геннадьевна, руководитель АНО «Информационный центр по атомной энергии», Челябинская область, кандидат психологических наук.
- «Повышение эффективности образования в условиях внедрения ФГОС через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта и социумом»
Батагова Елена Владимировна, заместитель директора МБОУ ООШ № 3 г. Губкинского, Ямало-Ненецкий автономный округ.
- «Особенности организации внеурочной деятельности в МБОУ ДОД – центр эстетического воспитания детей «Лик» (г.Екатеринбург)»
Игошина Ольга Федоровна, методист МБОУ ДОД – центр «Лик».
- «Квест как технология решения проблемы построения образовательного маршрута современными подростками»
Титлянова Галина Николаевна, директор МАУДО «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми, Пермский край.
Во второй день конференции состоялся педагогический интерактив «Стратегия успеха», на котором были проведены мастер-классы и педагогические мастерские победителей и финалистов конкурсов профессионального мастерства педагогов Челябинской области и участников конференции. В программе педагогического интерактива приняли участие 185 руководящих и педагогических работников – участников конференции.
Министерство образования и науки Челябинской области и ректорат ГБОУ ДПО ЧИППКРО выражает благодарность за активное участие в конференции и гостеприимство Богдановскому Владимиру Ивановичу, директору ОГ БУК «Челябинский государственный краеведческий музей» и Большаковой Татьяне Михайловне, директору МБОУ СОШ № 12 г. Челябинска, на базе учреждений которых состоялась Всероссийская научно-практическая конференция.
Участники Всероссийской научно-практической конференции отметили профессиональный уровень представления содержания докладов по заявленным темам, а также высокую организационную культуру проведения мероприятия.
Уважаемые коллеги, приглашаем Вас для дальнейшего сотрудничества в предстоящих семинарах и конференциях, а также конкурсах педагогического мастерства с целью представления вашего педагогического опыта.
К началу конференции был издан сборник: «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. В сборнике были представлены 83 статьи 107 авторов-участников конференции из 15 регионов Российской Федерации.
По итогам работы конференции была обсуждена и принята резолюция.