Национальная система учительского роста обеспечивает возможность развития профессиональной культуры педагогических работников разного уровня. Единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования поддерживает систему формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования на основе принятия экспертных решений о соответствии представленных в содержании программ результатов реализации научных исследований, сетевых инновационных проектов, практики освоения нового содержания образования и технологий обучения, примеров форм взаимодействия предметных, межпредметных и метапредметных объединений работников образования разного уровня общему научно-содержательному уровню цифровых образовательных программ.
В Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования («Лучшие дополнительные профессиональные программы педагогического образования субъектов Российской Федерации, прошедшие профессионально-общественную экспертизу и предназначенные для обучения педагогических работников и управленческих кадров субъектов Российской Федерации») вошли программы:
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями в инклюзивной образовательной организации (36 часов)
Планируемые результаты обучения в области развивающей деятельности:
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
- Знание методов и технологий поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения; методов психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся
- Умение своевременно принимать организационно-методические решения, формирующие регулятивные отношения обучающихся; корректировать управленческие решения по обеспечению более высокого качества образования, поведения и деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями
Проектная деятельность обучающихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного образования (36 часов)
Планируемые результаты обучения в области педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования:
- Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности.
- Знание форм и методов проектирования ситуаций и событий, расширяющих опыт разнообразной деятельности обучающихся с задержкой психического развития со сверстниками и взрослыми; принципов психологической помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
- Умение корректировать учебную деятельность исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста; повышать адаптационные возможности детей в условиях организации проектной деятельности, посредством укрепления эмоционально-ценностной сферы ребенка.
Образовательная платформа Института поддерживает дистанционное обучение слушателей по программам:
Теория и методика интегрированного (инклюзивного) образования детей с особыми образовательными потребностями (72 часа)
Цель: создание условий для совершенствования или освоения педагогами комплекса способов профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими организацию интегрированного (инклюзивного) образования детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной организации с учетом нормативно-мировоззренческой ценностной и целевой направленности.
Задачи образовательной программы:
- Создать условия для приобретения педагогами нового образовательного опыта, дополняющего профессиональное мировоззрение и формирующего новое содержание и способы профессионального поведения, проявляющегося в сопричастности к историко-культурной общности, перспективам согласованности, поддержки единства и целостности, преемственности и непрерывности образования детей с особыми образовательными потребностями со стороны разных общественных институтов, которые являются носителями духовно-культурных, социально-экономических ценностей.
- Формировать профессионально-педагогическую компетентность педагогов, а именно:
- учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья,
- соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования;
- дополнять содержание адаптированной образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей,
- обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;
- проектировать содержание дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся для дальнейшей успешной социальной адаптации,
- использовать современные образовательные технологии урочной и внеурочной деятельности;
- расширить теоретические представления об эффективных способах воспитательной деятельности, основных направлениях и ценностных основах духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. - Повысить уровень компетенций педагога в разработке рабочих учебных программ по предмету на основе содержания адаптированных основных общеобразовательных программ образования.
Теория и методика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (72 часа)
Целью образовательной программы является: создание условий для совершенствования или освоения педагогами комплекса способов профессионально-педагогической деятельности, позволяющих осуществлять основное общее образование в условиях общеобразовательных организаций, адекватное образовательным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья, а также коррекцию недостатков их развития, социальную адаптацию.
Задачами образовательной программы являются:
- обновление или формирование в условиях введения профессиональных стандартов у педагогических работников общего и дополнительного образования, трудовых функций, связанных с обеспечением содержания образования, направленного на максимальную коррекцию недостатков в развитии у детей и воспитанников; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками, между семьей и образовательной организацией; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации;
- формирование профессионально-педагогической компетентности педагогов в проектировании, координировании и реализации образовательного процесса по адаптированным основным общеобразовательным программам общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающее непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого через содержание предметных областей, разные виды деятельности и в процессе индивидуальной работы;
- повышение уровня компетенций педагога в разработке программно-методического обеспечения адаптированных основных общеобразовательных программ общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществлении диагностической и консультативной помощи.
Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (72 часа)
Целью образовательной программы является: повышение квалификации специалистов ПМПК и ПМПк в области осуществления новых трудовых функций, формирование новых профессиональных компетенций, обеспечивающих совершенствование механизмов предоставления образовательных услуг детям и подросткам с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с ОВЗ, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).
Задачами образовательной программы являются обновление или формирование профессиональных компетенций руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов и психолого-медико-педагогических комиссий в:
- использовании примерных пакетов диагностических методик для оценки психофизического состояния детей от 0 до 18 лет и лиц из числа детей с ОВЗ и инвалидностью в возрасте от 18 до 23 лет, обратившихся за консультацией по организации образования, в том числе профессионального образования и профессионального обучения;
- применении новых классификаций и критериев при формировании заключений психолого-медико-педагогических комиссий;
- осуществлении взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогических комиссий с представителями медико-социальной экспертизы.
Научно-методическое и ресурсное обеспечение образования детей с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (72 часа)
Целью образовательной программы является: повышение квалификации педагогических работников в использовании научно-методического и ресурсного обеспечения начального общего образования для решения задач формирования социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обеспечивающей охрану и профилактику психического здоровья детей, социальное и эмоциональное благополучие.
Задачами образовательной программы являются:
- обновление или формирование у педагогических работников трудовых функций, связанных с обеспечением освоения детьми в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их развития, социальной адаптации;
- проектирование, координирование и реализация образовательного процесса по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования обучающихся в связи с ведущими целевыми профилями, обеспечивающими индивидуализацию образования, охрану и профилактику физического и психического здоровья детей;
- изучение и дополнение программно-методического обеспечения адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в составе экспертной группы и самостоятельно, на основе учета возрастных, типологических и индивидуальных особенностей ребенка и его особых образовательных потребностей.
Научно-методическое и ресурсное обеспечение основного общего образования, охраны и укрепления здоровья детей в связи с задержкой их психического развития (72 часа)
Целью образовательной программы является: формирование у слушателей компетенций, позволяющих осуществлять основное общее образование в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватное образовательным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленное на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся и воспитанников; обеспечивающее непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого через содержание предметных областей и в процессе индивидуальной работы; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками, между семьей и образовательной организацией; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Задачами образовательной программы являются:
- обновление или формирование в условиях введения профессиональных стандартов у педагогических работников общего и дополнительного образования, трудовых функций, связанных с обеспечением освоения детьми в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их развития, социальной адаптации;
- проектирование, координирование и реализация образовательного процесса по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка программно-методического обеспечения адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- осуществление диагностической и консультативной помощи.
Теория и методика формирования основ предметных знаний и умений в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (72 часа)
Целью образовательной программы является необходимость формирования у слушателей компетенций, позволяющих осуществлять формирование основ предметных знаний и умений в условиях общеобразовательных организаций, адекватное образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленное на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся и воспитанников; обеспечивающее непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого в процессе индивидуальной работы; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками, между семьей и образовательной организацией; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Задачами образовательной программы являются:
- обновление или формирование в условиях введения профессиональных стандартов у педагогических работников общего и дополнительного образования, трудовых функций, связанных с обеспечением процесса освоения детьми в полном объеме предметного содержания образовательных программ, а также коррекции недостатков их развития, социальной адаптации в условиях инклюзивного или специального образования;
- проектирование, координирование и реализация образовательного процесса по адаптированным основным общеобразовательным программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- разработка программно-методического обеспечения адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- осуществление диагностической и консультативной помощи.
Теория и методика обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (72 часа)
Цель образовательной программы: изучение оптимальных условий осуществления целенаправленного процесса воспитания и обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом результатов проектирования и корректировки индивидуальной образовательной траектории обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов.
Задачами образовательной программы являются:
- обновление или формирование в условиях введения профессиональных стандартов у педагогических работников общего и дополнительного образования, трудовых функций, связанных с обновлением знаний дидактических основ, используемых в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий;
- обеспечение процесса определения педагогическими работниками на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития;
- разработка программно-методического обеспечения адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).