Создание ситуации успеха как условие развития детей с особыми образовательными потребностям

Материалы обучающего характера

Автор: Шагунова Н.В., МОУ Полетаевская СОШ.

Создание ситуации успеха особенно важно в образовании детей, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх и неуверенность. Это обеспечивается открытой или скрытой помощью взрослого с помощью создания и поддержки благоприятного климата.

Автор: Шагунова Н.В., МОУ Полетаевская СОШ.

Создание ситуации успеха особенно важно в образовании детей, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх и неуверенность. Это обеспечивается открытой или скрытой помощью взрослого с помощью создания и поддержки благоприятного климата.

На уроках необходимо создать систему перспективных линий, радостное ожидание завтрашнего дня. Учащиеся должны видеть и осознавать результаты своего труда. Одним из средств воплощения этой задачи является метод проектов.

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя. Метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки.

Результаты работы с детьми показали, что проектное обучение активизирует работу обучающихся, потому что оно: личностно-ориентированно; реализует деятельностный подход в обучении; построено на принципах проблемного обучения; самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; направлено на формирование основных компетенций; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Метод проектов способствует формированию у учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "я сам", "я сделаю", "я умею". Уверенность в себе, самостоятельность ребенка это важнейшая задача, которая стоит перед учителем, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями. Я считаю, что данный метод является воспитывающе-обучающим, потому что в его основу положена главная идея – развитие через социальное взаимодействие, в котором социализируется мышление и культивируются образцы поведения. Этот метод позволяет мне успешно реализовывать такие ключевые компетенции учащихся как: коммуникативность, самообучение, саморазвитие, умение самостоятельно решать проблемы, что очень важно, когда работаешь в классах коррекции.Результаты проектной деятельности поэтапно фиксируются в виде описания и обоснования выбора цели деятельности, в виде эскизов и чертежей, технологических карт. Результаты проектной деятельности подтверждаются готовым изделием. Опыт работы, накопленный материал, направленный на развитие практических навыков и умений, помогают добиться положительных результатов в обучении детей.

На уроках во время выполнения практических работ, или работы над проектами пользуюсь различными электронными ресурсами. Интернет-ресурсами, создаю презентации, электронный дидактический материал, «банк идей». Такие уроки помогают решать в комплексе образовательные и воспитательные задачи, повышающие мотивацию к обучению, формируют навыки, которые будут востребованы в дальнейшем. В обучении использую индивидуально-личностный подход, стремлюсь ввести в контекст урока философское и культурологическое видение проблемы. Стараюсь создать благоприятный психологический климат - дети чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. Упорное обучение, совершенствование умений и навыков конструирования, шитья, вышивки - всё обернулось прекрасными результатами на экзаменах.

Среди достоинств метода проектов назовем основные. Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они могут использовать, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые задачи, выявить деловые качества.

Профессиональное самоопределение – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что «я способен», где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися – это и познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким, каким он есть, нужно делать всевозможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного.

Литература

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.
  2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Проблемы психологического развития ребенка/Под ред. А.И. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1982. – 520с.
  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45с.
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 168с.
  5. Учебное проектирование (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2010

Детальное описание: 

Автор: Шагунова Н.В., МОУ Полетаевская СОШ.

Создание ситуации успеха особенно важно в образовании детей, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх и неуверенность. Это обеспечивается открытой или скрытой помощью взрослого с помощью создания и поддержки благоприятного климата.

На уроках необходимо создать систему перспективных линий, радостное ожидание завтрашнего дня. Учащиеся должны видеть и осознавать результаты своего труда. Одним из средств воплощения этой задачи является метод проектов.

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя. Метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки.

Результаты работы с детьми показали, что проектное обучение активизирует работу обучающихся, потому что оно: личностно-ориентированно; реализует деятельностный подход в обучении; построено на принципах проблемного обучения; самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; направлено на формирование основных компетенций; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Метод проектов способствует формированию у учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "я сам", "я сделаю", "я умею". Уверенность в себе, самостоятельность ребенка это важнейшая задача, которая стоит перед учителем, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями. Я считаю, что данный метод является воспитывающе-обучающим, потому что в его основу положена главная идея – развитие через социальное взаимодействие, в котором социализируется мышление и культивируются образцы поведения. Этот метод позволяет мне успешно реализовывать такие ключевые компетенции учащихся как: коммуникативность, самообучение, саморазвитие, умение самостоятельно решать проблемы, что очень важно, когда работаешь в классах коррекции.Результаты проектной деятельности поэтапно фиксируются в виде описания и обоснования выбора цели деятельности, в виде эскизов и чертежей, технологических карт. Результаты проектной деятельности подтверждаются готовым изделием. Опыт работы, накопленный материал, направленный на развитие практических навыков и умений, помогают добиться положительных результатов в обучении детей.

На уроках во время выполнения практических работ, или работы над проектами пользуюсь различными электронными ресурсами. Интернет-ресурсами, создаю презентации, электронный дидактический материал, «банк идей». Такие уроки помогают решать в комплексе образовательные и воспитательные задачи, повышающие мотивацию к обучению, формируют навыки, которые будут востребованы в дальнейшем. В обучении использую индивидуально-личностный подход, стремлюсь ввести в контекст урока философское и культурологическое видение проблемы. Стараюсь создать благоприятный психологический климат - дети чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. Упорное обучение, совершенствование умений и навыков конструирования, шитья, вышивки - всё обернулось прекрасными результатами на экзаменах.

Среди достоинств метода проектов назовем основные. Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они могут использовать, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые задачи, выявить деловые качества.

Профессиональное самоопределение – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что «я способен», где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися – это и познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким, каким он есть, нужно делать всевозможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного.

Литература

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.
  2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Проблемы психологического развития ребенка/Под ред. А.И. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1982. – 520с.
  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45с.
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 168с.
  5. Учебное проектирование (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2010

Детальная картинка: