Содержание и специальные условия осуществления адаптивного физического воспитания детей с особыми образовательными потребностями

4 апреля 2018

Материалы, используемые в воспитательной деятельности

Современные экономические и социально-культурные отношения показывают, что наблюдается тенденции к обновлению подходов к сохранению и улучшению здоровья и физического развития детей в условиях актуализации индивидуального подхода. Исследования показывают, что для здоровья детей наиболее типичны нарушения в области психического, эмоционально-волевого развития, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, встречается негармоническое физическое развитие. Формирование здорового поколения – одна из приоритетных стратегических задач развития страны.

Актуальные документы и материалы по развитию адаптивной физической культуры и спорта представлены на сайте Федерального центра организационно-методического сопровождения физического воспитания и Министерства спорта Российской Федерации. Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации средствами физической культуры и спорта является задача создания условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.

Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Дети с ОВЗ занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей-специалистов.

Для обучающихся с ОВЗ учебный план в области «Физическая культура» дополняется предметом «Адаптивная физическая культура». Коррекционно-развивающие занятия предусматривают: занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию когнитивных функций. Ежедневно занятия АФК и ЛФК чередуются с общеобразовательными уроками. В расписании дополнительно предусматриваются 1 час/нед. АФК и 1 час/нед. ЛФК для индивидуальных занятий одновременно для всех учащихся класса. Это обусловлено необходимостью ежедневной организации динамических и/или релаксационных пауз между уроками в зависимости от структуры и степени тяжести двигательного дефекта.

Программа «Адаптивная физическая культура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию функций организма и предполагает решение образовательных, развивающих, воспитательных, оздоровительных и коррекционных задач программы. В качестве ценностных ориентиров содержания учебного предмета выбраны ориентиры, обозначенные в Фундаментальном ядре содержания общего образования. Предметные, личностные и метапредметные результаты определяются ФГОС НОО ОВЗ.  

В пособии Организация адаптивного физического воспитания детей с особыми образовательными потребностями: сборник методических материалов / под ред. Кислякова А.В. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016 г. – 58 с.
ipk74.ru/kafio/ksko/pozitivnyj-pedagogicheskij-opyt/pozitivnyy-pedagogicheskiy-opyt-rukovoditeley-i-pedagogicheskikh-rabotnikov-sistemy-obrazovaniya-chelyabinskoy-oblasti/   представлено: необходимое организационное обеспечение общеобразовательного процесса, предполагающее обновление нормативно-правовой базы, примерная программа содержания учебного предмета «Адаптивная физическая культура», рассчитанная на реализацию в течение 1 года, при двухразовых занятиях в неделю и календарно-тематическое планирование учебного предмета «Адаптивная физическая культура», обеспечивающее вариативно-деятельностную направленность образования всеми участниками по разным линиям программы коррекционной работы.

Заслуживает внимания методика осуществления инклюзивного физического воспитания школы № 593 Санкт-Петербурга, в которой обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Компоненты методики включают общеразвивающие и коррекционные упражнения, прикладные двигательные действия, подвижные игры и другие. Используемые методические приемы:

  1. выполнение различных ролевых функций, учитывающих функциональное состояние каждого участника;
  2. выполнение различных заданий при проведении эстафет;
  3. выполнение упражнений с «преимуществом, льготой» при определении исходных и конечных положений.

При выборе заданий в подвижных, спортивных играх и эстафетах дети выбирают одну из ролей, позволяющей реализовать особые образовательные возможности: нападающего, защитника, вратаря, судьи, водящего. Примеры выполнения упражнений с «преимуществом, льготой»:

  • применение здоровыми детьми различных вариантов отягощения, утяжеления;
  • выполнение упражнений с «преимуществом» в виде льготы по времени, по дистанции, по высоте;
  • при выполнении эстафет «преимущество» состояло в том, что здоровые дети выполняют задания на фоне утомления, а дети с особыми потребностями после отдыха.

Кроме основных методических приемов используются приемы активизации межличностных взаимоотношений в коллективе и приемы, направленные на формирование умений самостоятельной организации и проведения мероприятий, укрепляющих здоровье, лечебная физкультура и система закаливающих процедур. Методика предусматривает интеграцию урочных и внеурочных форм занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутка, подвижные перемены, занятия во время прогулки, общешкольные оздоровительные мероприятия, дни здоровья, секционные занятия. Анализ результатов тестирования уровня физической подготовленности детей свидетельствует об эффективности методики.

Значение физического воспитания как средства формирования личности особенно важно для работы специальной коррекционной школы. Оно всегда рассматривалось как одно из главных средств развития детей с нарушениями интеллекта. Поэтому в системе специальной коррекционной школы физическое воспитание занимает видное место, так как помогает решать задачи не только физического развития детей с нарушением интеллекта, но и умственного.

Основные идеи данной проблемы отражены в работах отечественных ученых. Так, например, Н.М. Гуревич утверждал, что достигнуть высокого физического совершенствования, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.

Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки детей, обучающихся в коррекционных школах.     

В настоящее время у большинства учащихся коррекционных школ отмечаются нарушение осанки, плоскостопие, нарушение зрения и другие заболевания. Нарушена координация движений, дети испытывают трудности в ориентировке в пространстве. Таким образом, данный вопрос на сегодняшний день является актуальным.

Изучив психолого-педагогическую литературу было определено, что координационную способность большинство авторов определяет, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно требованиям меняющихся условий.

У детей с нарушением интеллекта, прежде всего, страдает координация движений. Поэтому важной задачей является развитие следующих координационных способностей, а именно: ориентирования в пространстве, быстроты реагирования и перестроения двигательных действий, равновесия, способности к произвольному расслаблению мышц. Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных движений в единое целое соответственно поставленной задачи.

Для формирования личности и устранения недостатков развития, для обучающихся в специальных (коррекционных) школах, необходимы определённые условия. Как правило, дефекты психического и физического развития обусловлены органическим поражением центральной нервной системы. У таких детей наблюдается снижение тонуса коры головного мозга, которое приводит к неравномерному напряжению мышц, скованности в движениях.

Для развития способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем, они теряют свою ценность, так как любое, обоснованное до навыка и выполняемое в одних и тех же условиях двигательные действия не стимулируют дальнейшее развитие координационных способностей.

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Они разнообразны по своему содержанию и организации. Игры для детей с нарушением интеллекта школьного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы:

  • подвижные игры с правилами – это игры, разные по содержанию, организации, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы;
  • спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол).

Чем младше дети, тем целесообразнее использовать сюжетные игры, а также простейшие бессюжетные и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами эффективны в школьном возрасте. Спортивные игры можно начинать с 3 класса по упрощенным правилам.

Одним из важнейших условий, способствующих лучшей реализации системы физического воспитания и оздоровления учащихся, является систематическое наблюдение за состоянием и динамикой показателей двигательной подготовленности учащихся, достигаемой ими в ходе учебного года.

Нашими коллегами проводилось исследование на базе МСКОУ СКОШ VIII ВИДА Еманжелинского муниципального района Челябинской области, где в течение 3 лет проходился эксперимент по развитию координационных способностей учащихся с нарушением интеллекта посредством использования игровых технологий на уроках физической культуры.

Участниками стали учащиеся пятых классов, в количестве 10 человек, которые участвовали в эксперименте 3 года. 5 человек составили контрольную группу, остальные 5 экспериментальную.

Смысл эксперимента в том, что с учащимися экспериментальной группы использовались игровые технологии на уроках физической культуры в гораздо большем объеме нежели с учащимися контрольной группы. Итоговый эксперимент проводился с учащимися уже 7-х классов.

Для исследования физической подготовленности на каждого школьника (по полу и возрасту) была заполнена карточка, в которую вносились данные о двигательных умениях в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май) каждого учебного года. В ней же фиксировались результаты контрольных упражнений.

Оценивая уровень физической подготовленности, принимались во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определённый период времени.

В процессе возрастного развития изучались:

  • челночный бег;
  • смешанные упоры.

Анализируя результаты можно сказать, что у детей, участвующих в эксперименте, они улучшаются от года к году с заметной динамикой, тогда как у группы детей, не участвующих в эксперименте, результаты улучшаются с наименьшей динамикой.

Таким образом, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, дети с нарушением интеллекта способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребёнка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит игре, с помощью которой, возможны улучшения координации движений у школьников с нарушением интеллекта.

Учитывая изученные теоретические основы вопроса, а также результаты экспериментальной работы, можно говорить о том, что использование игровых технологий на уроках физической культуры улучшает координацию движений у школьников с нарушением интеллекта.

В качестве информационно-методического обеспечения коррекционных программ в области адаптивного воспитания рекомендуем литературу и возможности программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки ГБУ ДПО ЧИППКРО.

Файлы:  Загрузить

Детальное описание: 

Актуальные документы и материалы по развитию адаптивной физической культуры и спорта представлены на сайте Федерального центра организационно-методического сопровождения физического воспитания и Министерства спорта Российской Федерации. Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации средствами физической культуры и спорта является задача создания условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.

Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Дети с ОВЗ занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей-специалистов.

Для обучающихся с ОВЗ учебный план в области «Физическая культура» дополняется предметом «Адаптивная физическая культура». Коррекционно-развивающие занятия предусматривают: занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию когнитивных функций. Ежедневно занятия АФК и ЛФК чередуются с общеобразовательными уроками. В расписании дополнительно предусматриваются 1 час/нед. АФК и 1 час/нед. ЛФК для индивидуальных занятий одновременно для всех учащихся класса. Это обусловлено необходимостью ежедневной организации динамических и/или релаксационных пауз между уроками в зависимости от структуры и степени тяжести двигательного дефекта.

Программа «Адаптивная физическая культура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию функций организма и предполагает решение образовательных, развивающих, воспитательных, оздоровительных и коррекционных задач программы. В качестве ценностных ориентиров содержания учебного предмета выбраны ориентиры, обозначенные в Фундаментальном ядре содержания общего образования. Предметные, личностные и метапредметные результаты определяются ФГОС НОО ОВЗ.  

В пособии Организация адаптивного физического воспитания детей с особыми образовательными потребностями: сборник методических материалов / под ред. Кислякова А.В. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016 г. – 58 с.
ipk74.ru/kafio/ksko/pozitivnyj-pedagogicheskij-opyt/pozitivnyy-pedagogicheskiy-opyt-rukovoditeley-i-pedagogicheskikh-rabotnikov-sistemy-obrazovaniya-chelyabinskoy-oblasti/   представлено: необходимое организационное обеспечение общеобразовательного процесса, предполагающее обновление нормативно-правовой базы, примерная программа содержания учебного предмета «Адаптивная физическая культура», рассчитанная на реализацию в течение 1 года, при двухразовых занятиях в неделю и календарно-тематическое планирование учебного предмета «Адаптивная физическая культура», обеспечивающее вариативно-деятельностную направленность образования всеми участниками по разным линиям программы коррекционной работы.

Заслуживает внимания методика осуществления инклюзивного физического воспитания школы № 593 Санкт-Петербурга, в которой обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Компоненты методики включают общеразвивающие и коррекционные упражнения, прикладные двигательные действия, подвижные игры и другие. Используемые методические приемы:

  1. выполнение различных ролевых функций, учитывающих функциональное состояние каждого участника;
  2. выполнение различных заданий при проведении эстафет;
  3. выполнение упражнений с «преимуществом, льготой» при определении исходных и конечных положений.

При выборе заданий в подвижных, спортивных играх и эстафетах дети выбирают одну из ролей, позволяющей реализовать особые образовательные возможности: нападающего, защитника, вратаря, судьи, водящего. Примеры выполнения упражнений с «преимуществом, льготой»:

  • применение здоровыми детьми различных вариантов отягощения, утяжеления;
  • выполнение упражнений с «преимуществом» в виде льготы по времени, по дистанции, по высоте;
  • при выполнении эстафет «преимущество» состояло в том, что здоровые дети выполняют задания на фоне утомления, а дети с особыми потребностями после отдыха.

Кроме основных методических приемов используются приемы активизации межличностных взаимоотношений в коллективе и приемы, направленные на формирование умений самостоятельной организации и проведения мероприятий, укрепляющих здоровье, лечебная физкультура и система закаливающих процедур. Методика предусматривает интеграцию урочных и внеурочных форм занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутка, подвижные перемены, занятия во время прогулки, общешкольные оздоровительные мероприятия, дни здоровья, секционные занятия. Анализ результатов тестирования уровня физической подготовленности детей свидетельствует об эффективности методики.

Значение физического воспитания как средства формирования личности особенно важно для работы специальной коррекционной школы. Оно всегда рассматривалось как одно из главных средств развития детей с нарушениями интеллекта. Поэтому в системе специальной коррекционной школы физическое воспитание занимает видное место, так как помогает решать задачи не только физического развития детей с нарушением интеллекта, но и умственного.

Основные идеи данной проблемы отражены в работах отечественных ученых. Так, например, Н.М. Гуревич утверждал, что достигнуть высокого физического совершенствования, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.

Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки детей, обучающихся в коррекционных школах.     

В настоящее время у большинства учащихся коррекционных школ отмечаются нарушение осанки, плоскостопие, нарушение зрения и другие заболевания. Нарушена координация движений, дети испытывают трудности в ориентировке в пространстве. Таким образом, данный вопрос на сегодняшний день является актуальным.

Изучив психолого-педагогическую литературу было определено, что координационную способность большинство авторов определяет, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно требованиям меняющихся условий.

У детей с нарушением интеллекта, прежде всего, страдает координация движений. Поэтому важной задачей является развитие следующих координационных способностей, а именно: ориентирования в пространстве, быстроты реагирования и перестроения двигательных действий, равновесия, способности к произвольному расслаблению мышц. Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных движений в единое целое соответственно поставленной задачи.

Для формирования личности и устранения недостатков развития, для обучающихся в специальных (коррекционных) школах, необходимы определённые условия. Как правило, дефекты психического и физического развития обусловлены органическим поражением центральной нервной системы. У таких детей наблюдается снижение тонуса коры головного мозга, которое приводит к неравномерному напряжению мышц, скованности в движениях.

Для развития способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем, они теряют свою ценность, так как любое, обоснованное до навыка и выполняемое в одних и тех же условиях двигательные действия не стимулируют дальнейшее развитие координационных способностей.

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Они разнообразны по своему содержанию и организации. Игры для детей с нарушением интеллекта школьного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы:

  • подвижные игры с правилами – это игры, разные по содержанию, организации, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы;
  • спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол).

Чем младше дети, тем целесообразнее использовать сюжетные игры, а также простейшие бессюжетные и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами эффективны в школьном возрасте. Спортивные игры можно начинать с 3 класса по упрощенным правилам.

Одним из важнейших условий, способствующих лучшей реализации системы физического воспитания и оздоровления учащихся, является систематическое наблюдение за состоянием и динамикой показателей двигательной подготовленности учащихся, достигаемой ими в ходе учебного года.

Нашими коллегами проводилось исследование на базе МСКОУ СКОШ VIII ВИДА Еманжелинского муниципального района Челябинской области, где в течение 3 лет проходился эксперимент по развитию координационных способностей учащихся с нарушением интеллекта посредством использования игровых технологий на уроках физической культуры.

Участниками стали учащиеся пятых классов, в количестве 10 человек, которые участвовали в эксперименте 3 года. 5 человек составили контрольную группу, остальные 5 экспериментальную.

Смысл эксперимента в том, что с учащимися экспериментальной группы использовались игровые технологии на уроках физической культуры в гораздо большем объеме нежели с учащимися контрольной группы. Итоговый эксперимент проводился с учащимися уже 7-х классов.

Для исследования физической подготовленности на каждого школьника (по полу и возрасту) была заполнена карточка, в которую вносились данные о двигательных умениях в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май) каждого учебного года. В ней же фиксировались результаты контрольных упражнений.

Оценивая уровень физической подготовленности, принимались во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определённый период времени.

В процессе возрастного развития изучались:

  • челночный бег;
  • смешанные упоры.

Анализируя результаты можно сказать, что у детей, участвующих в эксперименте, они улучшаются от года к году с заметной динамикой, тогда как у группы детей, не участвующих в эксперименте, результаты улучшаются с наименьшей динамикой.

Таким образом, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, дети с нарушением интеллекта способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребёнка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит игре, с помощью которой, возможны улучшения координации движений у школьников с нарушением интеллекта.

Учитывая изученные теоретические основы вопроса, а также результаты экспериментальной работы, можно говорить о том, что использование игровых технологий на уроках физической культуры улучшает координацию движений у школьников с нарушением интеллекта.

В качестве информационно-методического обеспечения коррекционных программ в области адаптивного воспитания рекомендуем литературу и возможности программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки ГБУ ДПО ЧИППКРО.

Детальная картинка: