Организация развивающей предметно-пространственной среды как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

23 января 2020

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности

В условиях инклюзивного образования педагоги дошкольных образовательных организаций сталкиваются с необходимостью создания специальных условий и организацией развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

В условиях инклюзивного образования педагоги дошкольных образовательных организаций сталкиваются с необходимостью создания специальных условий и организацией развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Соответственно для того чтобы достигнуть позитивной социализации данной категории детей и последующей успешной интеграции их в общество необходимо первостепенно создавать условия для компенсаций, имеющихся у них проблем в развитии: физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых и социально-личностных.

Социализация ребенка может быть осуществлена через создание и использование развивающей предметно-пространственной среды, которая строится с учетом выделенных ниже принципов.

Подбор материалов и оборудования для данной категории детей является тонкой, «ювелирной» работой, которая должна носить индивидуальный характер и быть согласована с медицинским работником и другими специалистами, работающими с каждым конкретным ребенком. На основе анализа и обобщения специальной психолого-педагогической литературы нами были выделены наиболее общие рекомендации по применению оборудования и материалов для работы с детьми с ОВЗ, которые могут быть конкретизированы с учетом проблемы развития и конкретными условиями воспитания и развития особого ребенка представлен в таблице.

Говоря о проблеме социализации детей дошкольного возраста, целесообразно выделить основные группы социально-личностных компетенций, которые должны быть сформированы у ребенка с ОВЗ.

Выше перечисленные компетенции могут быть сформированы не только в ходе педагогических мероприятий, проводимых педагогом для всей группы или подгруппы детей с ОВЗ, но и через закрепление, расширение данных компетенций в развивающей предметно-пространственной среде. А для этого содержание среды должно наполняться материалами, предметами, играми и игрушками, которые способствуют закреплению социальных компетенций.

Файлы:  Загрузить

Детальное описание: 

В условиях инклюзивного образования педагоги дошкольных образовательных организаций сталкиваются с необходимостью создания специальных условий и организацией развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Соответственно для того чтобы достигнуть позитивной социализации данной категории детей и последующей успешной интеграции их в общество необходимо первостепенно создавать условия для компенсаций, имеющихся у них проблем в развитии: физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых и социально-личностных.

Социализация ребенка может быть осуществлена через создание и использование развивающей предметно-пространственной среды, которая строится с учетом выделенных ниже принципов.

Подбор материалов и оборудования для данной категории детей является тонкой, «ювелирной» работой, которая должна носить индивидуальный характер и быть согласована с медицинским работником и другими специалистами, работающими с каждым конкретным ребенком. На основе анализа и обобщения специальной психолого-педагогической литературы нами были выделены наиболее общие рекомендации по применению оборудования и материалов для работы с детьми с ОВЗ, которые могут быть конкретизированы с учетом проблемы развития и конкретными условиями воспитания и развития особого ребенка представлен в таблице.

Говоря о проблеме социализации детей дошкольного возраста, целесообразно выделить основные группы социально-личностных компетенций, которые должны быть сформированы у ребенка с ОВЗ.

Выше перечисленные компетенции могут быть сформированы не только в ходе педагогических мероприятий, проводимых педагогом для всей группы или подгруппы детей с ОВЗ, но и через закрепление, расширение данных компетенций в развивающей предметно-пространственной среде. А для этого содержание среды должно наполняться материалами, предметами, играми и игрушками, которые способствуют закреплению социальных компетенций.

Детальная картинка: