Коликова Елена Георгиевна

8 сентября 2016

Сотрудники

Старший преподаватель кафедры

Старший преподаватель кафедры

Преподаваемые дисциплины
  • дисциплины, отражающие содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности, а также прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности учителя технологии;
  • дисциплины, отражающие содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности в рамках разделов/модулей «Современные нормативно-правовые основы образования»;

  • профессиональная переподготовка по программе «Теория и методика преподавания технологии» по учебным дисциплинам «Народные художественные промыслы», «Основы современных промышленных технологий», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Нормативные основы педагогической деятельности».

Наименование направления подготовки и (или специальности)

  • Окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет», 2011г.

Повышение квалификации

  • Теория и методика преподавания учебного предмета «Технология»  в условиях введения ФГОС (ГБУ ДПО ЧИППКРО, 2015 г.)
  • «Экзистенциальный проект как условие и результат профессионального самоопределения и социализации школьников» (ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» г. Новосибирск) 2018 год;
  • «Выстраивание коммуникаций с социальными партнёрами при проектировании и реализации образовательных программ» (Частное Образовательное Учреждение дополнительного профессионального образования «Кадровый Центр- Труд» г. Челябинск) 2018 год.

Общий стаж работы 23 года.

Педагогический стаж 21 лет.

Стаж работы по специальности (ГБУ ДПО ЧИППКРО): 3 год

Профессионально - педагогические результаты

  • Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации 2015г.
  • Почётная грамота Министерства образования и науки Челябинской области 2016г.
  • Благодарность ГБУ ДПО ЧИППКРО за результативную профессиональную деятельность, 2017 г.
  • Диплом победителя регионального этапа конкурса «Учитель года» 2016 г.
  • Диплом победителя конкурса «Человек года Коркинского муниципального района» в номинации «Образование» в 2015г.
  • Диплом победителя районного конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2016»
  • Благодарность ГАУ ДПО Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» за участие во Всероссийском семинаре-совещании «Эффективные практики реализации адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» с докладом «Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования на уроках технологии», 25.04.2019 г.
  • Благодарность КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» за участие в региональном семинаре «Обновление и содержание предмета «Технология»: проблемы и пути решения» и представление регионального опыта взаимодействия образовательных организаций как ресурса развития технологического образования, 2019 г.

Направления работы

  • разработка образовательных программ повышения квалификации и программ дополнительной профессиональной переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений;
  • реализация научно-прикладных проектов с образовательными учреждениями области;
  • руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами;
  • организация семинаров, конференций, модульных курсов;
  • написание инструктивно-методических писем и аналитических материалов;
  • написание статей и докладов, чтение лекций, оценка проделанной работы, проведение научного исследования.
  • организация учебно-тренировочных сборов команды Челябинской области для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

Реализация совместных с образовательными организациями научно-прикладных проектов

  • «Педагогическая поддержка  профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательного технопарка» (МБОУ СОШ №126 г. Снежинск)
  • «Интеграция основного и дополнительного образования, как средство формирования УУД обучающихся» (МБОУ «Лицей №88» г. Челябинска)
Под руководством Коликовой Елены Георгиевны с 2018 года реализуется инновационный проект на базе МАОУ «Лицей № 142 г. Челябинска» по теме «Чтение как базовая развивающая и образовательная технология: современные подходы к продвижению чтения», имеющий статус региональной инновационной площадки.

Область профессиональных интересов

работа с одарёнными детьми, проектно-исследовательская деятельность, дизайн одежды и окружающей среды.

Профессиональные достижения

  • председатель предметно-методической  комиссии регионального этапа  Всероссийской олимпиады школьников по технологии с 2017 г;
  • член предметно-методической комиссии муниципального и регионального  этапа  Всероссийской олимпиады школьника по технологии с 2014 по 2017 г.

Экспертная деятельность в рамках аттестации педагогических работников Челябинской области на первую и высшую категории

Учебные и учебно-методические пособия

  1. Методические рекомендации по проектированию и реализации программы основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 9 классе /Е.Г. Коликова, Г.В. Горбунова_ Челябинск: ЧИППКРО, 2019.- 43
  2. Особенности преподавания основ безопасности жизнедеятельности учащимся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Т. В. Уткина, О. Б. Пяткова, Е. Г. Коликова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019. – 84 с.
  3. Организация современного урока с применением электронного ресурса «Российской электронной школы» [Электронный ресурс] : методические рекомендации / Т. В. Уткина, В. Н. Шайкина, Н. Ю. Хафизова [и др.] ; под ред. Т. В. Уткиной. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019. – 100 с.
  4. О подходах к проектированию учебных планов различных профилей обучения на уровне среднего общего образования [Электронный ресурс] : методические рекомендации / Солодкова М.И., Бегашева И.С., Боровкова Е.Г., Гулеватая О.Н., Жидкова И.Е., Коликова Е.Г., Коптелов А.В., Кузнецов В.М., Машуков А.В., Никитин Д.И., Пяткова О.Б., Соловьева Т.В., Тетина С.В., Уткина Т.В., Хафизова Н.Ю., Чивилев А.А., Чипышева Л.Н., Шайкина В.Н. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019.
  5. Применение технологий инклюзивного образования для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие по предметам естественно-математических и технологических дисциплин / Е. Г. Коликова, Н. Ю. Хафизова ; под ред. Т. В. Уткиной. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 72 с. (лауреат международной выставки «Лучшее учебно-методическое издание в отрасли», Москва, 2018г.)
  6. Создание новых возможностей для профориентации и освоения обучающимися современных профессиональных компетенций на основе инструментов движения WorldSkills: учебно-методическое пособие/ Е.Г. Коликова, П.С. Яковлев, М.С. Гаврилов; под ред. Т.В. Уткиной.- Челябинск: ЧИППКРО, 2018.- 53с.
  7. Профессионально ориентированные задания по технологии: сборник задач и упражнений/ Е.Г. Коликова, В.И. Китунович._ Челябинск: ЧИППКРО, 2017.- 65
  8. Диверсификация институциональной методической службы как основа формирования и развития профессиональной компетентности педагогов по повышению качества образования : сборник материалов стажировки / Е. Г. Коликова, Т. В. Уткина, И. Б. Быкова, Т. П. Честнокова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 60 с.
  9. Развитие универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования [Электронный ресурс] : методические рекомендации / Л. Н. Чипышева, И. С. Алексеева, И. Д. Борченко, Е. Г. Боровкова, А. В. Ильина, Е. Г. Коликова. Ю. Г. Маковецкая, Д. И. Никитин, Г. В. Серебренникова, Т. В. Уткина, Н. Ю. Хафизова, А. А. Чивилев. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 168 с.

Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в реестр ВАК МОиН РФ

  1. Коликова Е.Г. Разработка методики оценивания предметных результатов обучения технологии // Школа и производство. – 2019. – № 4. – С. 3-9.
  2. Коликова Е.Г. Особенности внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс на уроках технологии// Школьные технологии. – 2018. – № 6. С. – 89-92.Коликова Е.Г.
  3. Коликова Е.Г. Система развития технических способностей учащихся на основе использования эвристических методов и ТРИЗ в проектной деятельности// Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. – С. 60.
  4. Уткина Т.В., Коликова Е.Г. Проектирование кейсов разного уровня сложности для реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей на уроках технологии (с учетом интеграции предметов)/ Т.В. Уткина, Е.Г. Коликова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2018.– № 6. – С. 20-23.
  5. Коликова Е.Г., Белоусов А.О. Модель информационно-библиотечного центра: современные подходы к продвижению чтения/ Е.Г. Коликова, А.О. Белоусов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2018.– № 4.– С. 25-28
  6. Коликова Е.Г. Создание в образовательной организации предметно-развивающей среды через двухуровневую систему наставничества// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. –  № 4 (33).– С. 57-63.
  7. Коликова Е.Г., Бабин Е.Н. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «технология» // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. № 5. – С. 171-176.
  8. Коликова Е.Г. Использование метода фокальных объектов в проектировании моделей одежды // Школа и производство. – 2015. № 7. – С. 29-36.

Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в РИНЦ

  1. Коликова Е.Г., Коркина Е.А. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования/ Е.Г. Коликова, Е.А. Коркина// Вопросы педагогики. –  2019. ­– № 5-1. – С. 95-98.
  2. Ковалёва Е.Ю., Коликова Е.Г Аддитивные технологии в школе: проблемы и решения/ Е.Ю. Ковалёва, Е.Г. Коликова // В сборнике: Проблемы эффективного использования научного потенциала общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. – 2018. – С. 38-41.
  3. Коликова Е.Г. Приёмы формирования технологического мышления учащихся на уроках технологии  // В сборнике: Развитие современной науки : теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. // Под общей редакцией Т.М. Сигитова. – 2016. – С. 55-58.
  4. Уткина Т.В., Коликова Е.Г. Направления повышения эффективности подготовки педагогов образовательных организаций к реализации проектной деятельности в образовательном процессе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2016. № 4 (29). – С. 96-101.

Научные статьи и материалы конференций, размещенные на портале elibrary.ru

  1. Коликова Е.Г., Манаева О.А. Использование технологических карт урока на предметах естественно-математического цикла // Достижения науки и образования. – 2016. № 12 (13). – С. 83-85.

  2. Коликова Е.Г. Роль межпредметных понятий и связей в предметной области «Технология» // Инновационная наука. – 2016. № 12-3. – С. 63-65.
  3. Коликова Е.Г., Быкова И.Б. Организация модульных курсов в рамках внутрифирменного обучения // Символ науки. – 2016. № 12-2 (24). – С. 194-197.
  4. Коликова Е.Г., Манаева О.А. Роль исследовательских проектов в профессиональной ориентации школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. № 4-2. – С. 100-103.

Детальное описание: 

Старший преподаватель кафедры

Преподаваемые дисциплины
  • дисциплины, отражающие содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности, а также прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности учителя технологии;
  • дисциплины, отражающие содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности в рамках разделов/модулей «Современные нормативно-правовые основы образования»;

  • профессиональная переподготовка по программе «Теория и методика преподавания технологии» по учебным дисциплинам «Народные художественные промыслы», «Основы современных промышленных технологий», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Нормативные основы педагогической деятельности».

Наименование направления подготовки и (или специальности)

  • Окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет», 2011г.

Повышение квалификации

  • Теория и методика преподавания учебного предмета «Технология»  в условиях введения ФГОС (ГБУ ДПО ЧИППКРО, 2015 г.)
  • «Экзистенциальный проект как условие и результат профессионального самоопределения и социализации школьников» (ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» г. Новосибирск) 2018 год;
  • «Выстраивание коммуникаций с социальными партнёрами при проектировании и реализации образовательных программ» (Частное Образовательное Учреждение дополнительного профессионального образования «Кадровый Центр- Труд» г. Челябинск) 2018 год.

Общий стаж работы 23 года.

Педагогический стаж 21 лет.

Стаж работы по специальности (ГБУ ДПО ЧИППКРО): 3 год

Профессионально - педагогические результаты

  • Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации 2015г.
  • Почётная грамота Министерства образования и науки Челябинской области 2016г.
  • Благодарность ГБУ ДПО ЧИППКРО за результативную профессиональную деятельность, 2017 г.
  • Диплом победителя регионального этапа конкурса «Учитель года» 2016 г.
  • Диплом победителя конкурса «Человек года Коркинского муниципального района» в номинации «Образование» в 2015г.
  • Диплом победителя районного конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2016»
  • Благодарность ГАУ ДПО Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» за участие во Всероссийском семинаре-совещании «Эффективные практики реализации адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» с докладом «Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования на уроках технологии», 25.04.2019 г.
  • Благодарность КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» за участие в региональном семинаре «Обновление и содержание предмета «Технология»: проблемы и пути решения» и представление регионального опыта взаимодействия образовательных организаций как ресурса развития технологического образования, 2019 г.

Направления работы

  • разработка образовательных программ повышения квалификации и программ дополнительной профессиональной переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений;
  • реализация научно-прикладных проектов с образовательными учреждениями области;
  • руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами;
  • организация семинаров, конференций, модульных курсов;
  • написание инструктивно-методических писем и аналитических материалов;
  • написание статей и докладов, чтение лекций, оценка проделанной работы, проведение научного исследования.
  • организация учебно-тренировочных сборов команды Челябинской области для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

Реализация совместных с образовательными организациями научно-прикладных проектов

  • «Педагогическая поддержка  профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательного технопарка» (МБОУ СОШ №126 г. Снежинск)
  • «Интеграция основного и дополнительного образования, как средство формирования УУД обучающихся» (МБОУ «Лицей №88» г. Челябинска)
Под руководством Коликовой Елены Георгиевны с 2018 года реализуется инновационный проект на базе МАОУ «Лицей № 142 г. Челябинска» по теме «Чтение как базовая развивающая и образовательная технология: современные подходы к продвижению чтения», имеющий статус региональной инновационной площадки.

Область профессиональных интересов

работа с одарёнными детьми, проектно-исследовательская деятельность, дизайн одежды и окружающей среды.

Профессиональные достижения

  • председатель предметно-методической  комиссии регионального этапа  Всероссийской олимпиады школьников по технологии с 2017 г;
  • член предметно-методической комиссии муниципального и регионального  этапа  Всероссийской олимпиады школьника по технологии с 2014 по 2017 г.

Экспертная деятельность в рамках аттестации педагогических работников Челябинской области на первую и высшую категории

Учебные и учебно-методические пособия

  1. Методические рекомендации по проектированию и реализации программы основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 9 классе /Е.Г. Коликова, Г.В. Горбунова_ Челябинск: ЧИППКРО, 2019.- 43
  2. Особенности преподавания основ безопасности жизнедеятельности учащимся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Т. В. Уткина, О. Б. Пяткова, Е. Г. Коликова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019. – 84 с.
  3. Организация современного урока с применением электронного ресурса «Российской электронной школы» [Электронный ресурс] : методические рекомендации / Т. В. Уткина, В. Н. Шайкина, Н. Ю. Хафизова [и др.] ; под ред. Т. В. Уткиной. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019. – 100 с.
  4. О подходах к проектированию учебных планов различных профилей обучения на уровне среднего общего образования [Электронный ресурс] : методические рекомендации / Солодкова М.И., Бегашева И.С., Боровкова Е.Г., Гулеватая О.Н., Жидкова И.Е., Коликова Е.Г., Коптелов А.В., Кузнецов В.М., Машуков А.В., Никитин Д.И., Пяткова О.Б., Соловьева Т.В., Тетина С.В., Уткина Т.В., Хафизова Н.Ю., Чивилев А.А., Чипышева Л.Н., Шайкина В.Н. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019.
  5. Применение технологий инклюзивного образования для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие по предметам естественно-математических и технологических дисциплин / Е. Г. Коликова, Н. Ю. Хафизова ; под ред. Т. В. Уткиной. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 72 с. (лауреат международной выставки «Лучшее учебно-методическое издание в отрасли», Москва, 2018г.)
  6. Создание новых возможностей для профориентации и освоения обучающимися современных профессиональных компетенций на основе инструментов движения WorldSkills: учебно-методическое пособие/ Е.Г. Коликова, П.С. Яковлев, М.С. Гаврилов; под ред. Т.В. Уткиной.- Челябинск: ЧИППКРО, 2018.- 53с.
  7. Профессионально ориентированные задания по технологии: сборник задач и упражнений/ Е.Г. Коликова, В.И. Китунович._ Челябинск: ЧИППКРО, 2017.- 65
  8. Диверсификация институциональной методической службы как основа формирования и развития профессиональной компетентности педагогов по повышению качества образования : сборник материалов стажировки / Е. Г. Коликова, Т. В. Уткина, И. Б. Быкова, Т. П. Честнокова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 60 с.
  9. Развитие универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования [Электронный ресурс] : методические рекомендации / Л. Н. Чипышева, И. С. Алексеева, И. Д. Борченко, Е. Г. Боровкова, А. В. Ильина, Е. Г. Коликова. Ю. Г. Маковецкая, Д. И. Никитин, Г. В. Серебренникова, Т. В. Уткина, Н. Ю. Хафизова, А. А. Чивилев. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 168 с.

Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в реестр ВАК МОиН РФ

  1. Коликова Е.Г. Разработка методики оценивания предметных результатов обучения технологии // Школа и производство. – 2019. – № 4. – С. 3-9.
  2. Коликова Е.Г. Особенности внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс на уроках технологии// Школьные технологии. – 2018. – № 6. С. – 89-92.Коликова Е.Г.
  3. Коликова Е.Г. Система развития технических способностей учащихся на основе использования эвристических методов и ТРИЗ в проектной деятельности// Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. – С. 60.
  4. Уткина Т.В., Коликова Е.Г. Проектирование кейсов разного уровня сложности для реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей на уроках технологии (с учетом интеграции предметов)/ Т.В. Уткина, Е.Г. Коликова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2018.– № 6. – С. 20-23.
  5. Коликова Е.Г., Белоусов А.О. Модель информационно-библиотечного центра: современные подходы к продвижению чтения/ Е.Г. Коликова, А.О. Белоусов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2018.– № 4.– С. 25-28
  6. Коликова Е.Г. Создание в образовательной организации предметно-развивающей среды через двухуровневую систему наставничества// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. –  № 4 (33).– С. 57-63.
  7. Коликова Е.Г., Бабин Е.Н. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «технология» // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. № 5. – С. 171-176.
  8. Коликова Е.Г. Использование метода фокальных объектов в проектировании моделей одежды // Школа и производство. – 2015. № 7. – С. 29-36.

Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в РИНЦ

  1. Коликова Е.Г., Коркина Е.А. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования/ Е.Г. Коликова, Е.А. Коркина// Вопросы педагогики. –  2019. ­– № 5-1. – С. 95-98.
  2. Ковалёва Е.Ю., Коликова Е.Г Аддитивные технологии в школе: проблемы и решения/ Е.Ю. Ковалёва, Е.Г. Коликова // В сборнике: Проблемы эффективного использования научного потенциала общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. – 2018. – С. 38-41.
  3. Коликова Е.Г. Приёмы формирования технологического мышления учащихся на уроках технологии  // В сборнике: Развитие современной науки : теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. // Под общей редакцией Т.М. Сигитова. – 2016. – С. 55-58.
  4. Уткина Т.В., Коликова Е.Г. Направления повышения эффективности подготовки педагогов образовательных организаций к реализации проектной деятельности в образовательном процессе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2016. № 4 (29). – С. 96-101.

Научные статьи и материалы конференций, размещенные на портале elibrary.ru

  1. Коликова Е.Г., Манаева О.А. Использование технологических карт урока на предметах естественно-математического цикла // Достижения науки и образования. – 2016. № 12 (13). – С. 83-85.

  2. Коликова Е.Г. Роль межпредметных понятий и связей в предметной области «Технология» // Инновационная наука. – 2016. № 12-3. – С. 63-65.
  3. Коликова Е.Г., Быкова И.Б. Организация модульных курсов в рамках внутрифирменного обучения // Символ науки. – 2016. № 12-2 (24). – С. 194-197.
  4. Коликова Е.Г., Манаева О.А. Роль исследовательских проектов в профессиональной ориентации школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. № 4-2. – С. 100-103.

Детальная картинка: